В Смольном закончили подготовку проекта бюджета на следующий год. Обещают, что доходы будут расти быстрее расходов, однако об ускоренном дорожном ремонте придется забыть.
Комитет финансов опубликовал проект бюджета на 2018 и плановый период 2019-2020 годов. Чиновникам пришлось ужаться по расходам, чтобы выполнить требования Минфина по части дефицита. Приоритетом называют «социалку», строительство метрополитена и чемпионат мира по футболу. По такому случаю чиновники и депутаты готовы отказаться от повышения окладов и отказать в лишних деньгах энергетическим ГУПам.
В 2018 году комитет финансов намерен получить в виде доходов 538,6 млрд рублей. 529,4 млрд город заработает самостоятельно. Еще 9,2 млрд рублей — субвенции из федеральной казны. Правда, эта цифра не окончательная, она содержится в проекте федерального же бюджета на 2017 и плановый период 2018-2019 годов. Предполагается, что после актуализации она тоже вырастет, но не радикально. И уж точно не достигнет суммы года текущего — 17,4 млрд рублей.
Главные источники доходов, как и раньше, — НДФЛ (248 млрд рублей) и налог на прибыль организаций (153 млрд). Поступления от них должны вырасти по сравнению с 2017 годом на 10% и 8% соответственно, всего на них приходится три четверти бюджетных доходов. Дефицит составит 48,9 млрд рублей, то есть на 20 млрд меньше, чем в 2017 году. Оно и понятно, Комфин заранее ориентируется на не оформленное пока официально распоряжение Министерства финансов: теперь дефицит не может превышать 10% от доходной части, в нынешней редакции бюджета-2018 он составляет 9,24%. В 2017 году лимит был установлен на 15%, и его почти целиком выбрали (14,38%). Вопрос о выпуске облигаций в этом году уже решен, общая сумма от 40 до 45 млрд рублей, в 2018-м город, вероятно, тоже будет одалживаться.
Уложиться в прокрустово ложе бюджетной дисциплины тем более сложно, что город взял на себя довольно много новых расходных обязательств. Одно из основных — сохранение на том же уровне тарифов на проезд, 25 сентября глава финансового комитета Алексей Корабельников лишний раз подтвердил, что это решение уже принято. То, что перевозчики, как они уверены, недополучат с пассажиров, им заплатит бюджет. Общий размер субсидии — 38 млрд рублей, почти на 10 млрд больше, чем в 2017 году. Метрополитену достанется 18 млрд, "Пассажиравтотрансу" — 7,9 млрд, "Горэлектротрансу" – 8,3 млрд рублей. В этой части запрос комитета по транспорту полностью удовлетворен. Логика этого решения понятна, тарифы привычно заморозили перед выборами. Легко вспомнить, что в начале 2012 года жетоны и талоны также остались в прежней цене, однако после мартовских выборов президента подорожали на 2 рубля. В этот раз вроде бы ситуация не повторится, бюджет готов заплатить перевозчикам за весь год.
Зато закупки подвижного состава сократят: на вагоны метро пустят полтора миллиарда против 2,4 млрд в 2017 году, троллейбусов закупят на 82 млн рублей вместо 2 млрд; по автобусам сокращение не столь заметное — с 2,8 млрд до 2,4 млрд рублей. Никаких 1,56 млрд рублей на закупку трамвайных вагонов, которые просил Комтранс, в проекте нет, оставили лишь 300 млн.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры рассчитывал получить в 2018 году 66 млрд рублей, получил 54 млрд. В частности, не оправдались его чаяния в отношении текущего дорожного ремонта. Вместо 10 млрд рублей Комфин заложил в проект чуть больше 5 млрд рублей, сохранив показатели текущего года. Так что у главы КРТИ по-прежнему будут основания скучать по автомобильной тонировке, которая не позволяла узнать его в салоне служебного автомобиля. На капитальный ремонт дорог расходы сократили вдвое, до 1,17 млрд; на капремонт мостов и эстакад слегка нарастили — до 1,36 млрд.
Расходы на строительство метрополитена не снижаются, хотя на многострадальный Фрунзенский радиус денег почти не добавили по сравнению с предыдущим трехлетним проектом бюджета. Как и просил комитет, на 2018 год перекинули дополнительные средства с более поздних периодов на строительство Красносельско-Калининской линии. Теперь потратить планируют не 1,1 млрд, а 7,4 млрд рублей. Также увеличены лимиты на Лахтинско-Правобережную линию.
В приоритете, как обычно, значатся социальные программы и объекты. По словам Алексея Корабельникова, 131,8 млрд рублей, то есть 22% всех расходов, относятся к области образования. В 2018 году предполагается ввести в эксплуатацию 8 школ и 9 детсадов, около 40 объектов заведут в проекты. Несколько соцобъектов город ждет и от застройщиков; правда, глава Комфина посетовал, что не всегда компании ведут себя корректно, иногда они пытаются избежать обязательств по строительству школ или продать их городу, вместо того, чтобы передать безвозмездно. Кроме того, комитет по строительству намерен сдать четыре объекта здравоохранения. На 10% вырастет финансирование бюджетных учреждений, на столько же — закупка лекарств, на 8 % – программы соцподдержки. Понятно, что при таких раскладах совсем не к месту оказались претензии комитета по энергетике, который предлагал пустить 5 млрд рублей на два отраслевых ГУПа — Водоканал и ГУП "ТЭК". За ними давно волочится хвост недополученных в прошлые годы доходов, которые Смольный пытается им возместить. Однако Комфин не включил эти расходы в проект бюджета, удержаться в 10-процентном дефиците для него важнее.
Несколько парадоксальная ситуация сложилась с еще одним приоритетным направлением расходов, которое, правда, «размазано» по многим комитетам и статьям. Речь о чемпионате мира. Если условно собрать все, что имеет отношение к мундиалю, то в 2017 году, по подсчетам Комфина, получится 4,5 млрд рублей, в 2018-м — 2,5 млрд. Это и достройка метро, и организация, и подготовка волонтеров. При этом 400 млн рублей, которые Комстрой запрашивал на перенос медиагородка у стадиона на Крестовском, до финансового ведомства не дошли даже в виде заявки. Как сообщил Алексей Корабельников, этот вопрос не обсуждался и, по крайней мере, на данный момент при формировании бюджета не учитывался. Что не помешало включить 600 млн рублей на строительство и демонтаж других временных конструкций к чемпионату мира, в частности, пунктов контроля допуска.
Приближение турнира и выборов совпало с решением чиновников заморозить расчетную единицу, к которой привязаны их оклады и надбавки. Она так и будет составлять 1300 рублей. Незначительного повышения расходов на содержание органов власти, впрочем, избежать не удалось. В Комфине объясняют это тем, что растет базовая ставка — от нее отсчитывают зарплаты технического персонала администраций и комитетов, вроде уборщиц или водителей. Кроме того, есть и разовые расходы, такие как ремонт помещений. Проект бюджета рассмотрят в Смольном 10 октября.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»