Петербуржцам позволили безнаказанно попирать ПДД. Не все, конечно, и не везде. На Петроградской стороне автомобилисты нарушают, паркуясь на велодорожках. И гаишники отказываются их штрафовать: мол, полосы ещё не сданы в эксплуатацию. Действительно, пока не сданы. Но в Управлении ГИБДД этой коллизии удивились.
Очередная бюрократическая коллизия в Петербурге позволяет безнаказанно нарушать ПДД. Речь идёт, в который уже раз, о парковке, одной из самых болезненных дорожных тем города. Второй аспект – тоже громкая тема: велодорожки, с одной стороны, горячо ожидаемые велосообществом и разрекламированные властями, а с другой – не слишком активно используемые теми, для кого предназначались.
О загадочном статусе новых велополос на Петроградской стороне рассказал в своём письме в редакцию руководитель Велосипедного общества Санкт-Петербурга Павел Хусу, но касается это всех пяти веломаршрутов, которые вводят в городе в этом году.
«Интересная ситуация сложилась с велополосами на Петроградской стороне, – пишет Хусу. – Фактически они есть: знаки висят, разметка нанесена, так что действие ПДД на них распространяется (п. 1.3 ПДД). Есть и нарушители правил, которые пересекают сплошную и останавливают свои автомобили на велосипедной полосе, создавая помехи для движения велосипедистов. Однако для ГИБДД всех этих фактов недостаточно для того, чтобы выписать штраф. В ответе на обращения наших подписчиков из петроградского отдела ГИБДД приходят ответы, что в действиях автомобилистов, паркующихся на велополосах, нет состава правонарушения, так как «велодорожки в эксплуатацию ещё не сданы». Таким образом создаётся опасный прецедент, когда можно безнаказанно нарушать закон». Копии ответов из полиции приведены в фоторепортаже.
«Водитель Петербурга» запросил комментарий по поводу этой коллизии в Управлении ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В управлении удивились и пообещали разобраться в сложившейся ситуации.
Действительно, есть полоса, есть знаки, и тот факт, что дорога не сдана в эксплуатацию, не снижает тяжесть нарушения. Хотя новые веломаршруты на самом деле в эксплуатацию ещё не сданы. «Основной объем строительно-монтажных работ по обустройству веломаршрутов на сегодняшний день завершен. В настоящий момент ведется подготовка документации для ввода объектов в эксплуатацию», – объяснили «Водителю Петербурга» в пресс-службе СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга», ведающего велодорожками.
Основной объём работ по обустройству велодорожек, запланированный в этом году, уже завершён. Кстати, в 2019 году обещают сделать ещё 18 маршрутов общей протяженностью 43,8 километра. Новых маршрутов пять:
- набережная реки Фонтанки (четная и нечетная стороны) на участке от реки Невы до Гороховой улицы;
- велосипедное кольцо по набережным Петроградской стороны и маршрут по направлению «Станция метро «Крестовский остров» – Левашовский проспект – набережная реки Карповки (до Гренадерского моста)»;
- «Проспект Луначарского (от Выборгского шоссе до улицы Руставели)» и «Гражданский проспект – Центр» (до Гренадерского моста).
Последний участок, на набережной Фонтанки от Невского проспекта до Инженерной улицы, начали организовывать на прошлой неделе; «Водитель Петербурга» публиковал фоторепортаж оттуда. Сейчас работы продолжаются. За ними пристально следят сами велосипедисты.
«Огородили столбиками в ожидании, когда уберут машины. Сегодня их раза в два меньше», – информирует Антон в группе «Велосипедное общество Санкт-Петербурга» «ВКонтакте».
И ещё один сегодняшний пост: «На нечетной стороне Фонтанки от Невского к цирку внезапно проявились следы велополосы. Разметка уже имеет двойную сплошную, но диагональная штриховка ещё не проклюнулась. В основном там даже уже можно ехать по бывшей парковке, если бы не куча «НО», которые ничего не знают, и им надо».
Под словом «НО» имеются в виду автомобилисты, паркующиеся на велодорожках. «Водитель Петербурга» не раз рассказывал о них (фото, видео), в числе нарушителей даже был автомобиль с дипломатическими номерами (фото).
«Неужели велополосы станут ещё одной «потёмкинской деревней», нарисованной лишь для выполнения декоративной функции? Как, например, выделенная полоса для общественного транспорта на Невском проспекте, по которой автобусы и троллейбусы не ездят, так как вся полоса запаркована автомобилями. Или как пилотный участок платной парковки, где практически никто не оплачивает парковку, а штрафы за это до сих пор не выписывают», – резюмирует Павел Хусу.
«Можно было ожидать саботажа велоинфраструктуры со стороны инспекторов, но, конечно, не такого явного, – говорит «Водителю Петербурга» один из велоактивистов, попросивший не называть его имени. – И тут, конечно, вопрос не в законе, а в личной позиции сотрудников. Дело в том, что я наблюдал и участвовал в переговорах по согласованию многих веломероприятий. И рано или поздно дискуссия приходит к тезису: «Езжайте со своими велосипедами в парки, нечего вам делать на дорогах». Проломить эту стену удается только с помощью более прогрессивных, как это ни странно, чиновников Смольного. Да и то не факт, что та же самая пластинка не включится опять в последний момент, уже на уровне исполнителя. У этих людей такой менталитет, в их мечтах они, конечно, едут не на велосипеде по Голландии, а на «Ламборджини» по Монако. Но ни на Монако, ни на «Ламборджини» они пока не накопили, так что остаются с нами. И велодорожки с велосипедистами ограничивают их свободу. Ну да ничего, Северная Европа тоже не сразу стала велораем. Вода камень точит. Главное, чтобы это была вода, а не кровь погибших на этих велодорожках велосипедистов».