"Как предвидеть будущее России?" - вопрос риторический, и тем, кто ведёт дела с Россией, стоит всегда иметь запасной план и не строить больших ожиданий. Но рынок восточного соседа имеет большой потенциал, поэтому, какой бы сложной ни была обстановка, финны стараются от него не отказываться.
В Генеральном консульстве Финляндии в Петербурге на этой неделе собрались экономисты, предприниматели и специалисты в сфере торговли, чтобы поделиться своими соображениями о будущем России. Участники панельной дискуссии со стороны науки, как выяснилось, не питают чрезмерных надежд, а бизнес осторожно надеется, что политика как минимум не будет мешать предпринимательству.
Кто-то теряет, кто-то находит
"Финским компаниям удавалось вписываться в контекст ситуации и находить решения на протяжении всей истории работы в России. Когда многие иностранные компании ушли в конце 90-х, финские остались, дождавшись роста", - напомнила профессор Риитта Косонен, руководитель исследовательского центра международных рынков Университета Аалто, специализирующаяся на развивающихся рынках России и Китая.
События на Украине и в Крыму, взаимные санкции принесли новые риски и в политическом, и в экономическом смысле. В сложившихся обстоятельствах иностранным компаниям нужна более крепкая база для инвестиций, уверена Косонен. Финские компании, как правило, имеют альтернативные пути. Например, Valio после введения эмбарго увеличил собственное производство в Подмосковье наполовину.
По словам эксперта, в данный момент на российском рынке постепенно меняется структура финского бизнеса: ушли подразделения Kesko "К-Руока" и "Интерспорт", Stockmann, некоторые мелкие фирмы из строительной сферы. "Основная причина заключалась в нерентабельности и отсутствии перспектив роста, хотя политика РФ тоже имела свое влияние", - говорит профессор. С другой стороны, для финского бизнеса есть и возможности: так, примером тому являются производитель упаковки Huhtamäki и Fazer (выпускает хлебобулочную продукцию под брендом "Хлебный дом"). Компания Ensto и вовсе перенесла производство обогревателей из Финляндии в Россию, инвестировав в открытие линии 1 млн евро. "Кроме того, кажется, что более мелкие компании вновь проявляют заинтересованность в российском рынке", - добавляет Косонен. При этом, по словам профессора, пока трудно выделить какие-то конкретные перспективные сферы.
Дно пройдено?
Исполнительный вице-президент "Атриа Россия" (производит мясные продукты под брендом "Пит-Продукт" и владеет сетью точек питания Sybilla) Ярмо Линдберг, имеющий 20-летний опыт работы в ретейле, в комментарии "Фонтанке.fi" рассказал, что впервые после 2014 года в поведении потребителя, наконец, стали прослеживаться положительные изменения. "В последние несколько месяцев мы видим, что ретейл развивается положительно, и это хороший знак. Потребитель постепенно возвращается, и мы ожидаем, хоть и без 100-процентной уверенности, что следующие полгода и в начале 2018-го ситуация будет улучшаться, - заявил Линдберг. - В то же время мы и другие ретейлеры - X5, "Лента" - видим, что покупатель по-прежнему внимательно смотрит на цены и активно ищет в магазинах промо-акции. Если три-четыре года назад 25 % всех продаж осуществлялись через промо-акции, то сейчас это 60 %". И пока потребитель не будет уверен в собственном финансовом будущем, ситуация вряд ли изменится.
Представитель компании Atria признаёт: чтобы выжить, нужно адаптироваться. "К сожалению, вы не можете делать те же самые по качеству продукты, но при этом дешевле на 45 %. И качество продуктов в целом на российском рынке теперь ниже, чем три года назад", - говорит Линдберг.
Предприниматель согласен с тем, что перенос и расширение производства в России становится неким трендом. "Я думаю, что компаниям, которые работают в России и настроены на долгосрочную перспективу, это облегчает бизнес с той точки зрения, что таким образом они снижают зависимость от некоторых внешних факторов, таких как, например, курс валют, и позволяют более уверенно прогнозировать дальнейшее развитие", - говорит Линдберг.
Atriа, по словам бизнесмена, продолжит инвестиции в расширение фаст-фуд-бизнеса Sybilla (сеть в России на данный момент достигает трёх тысяч точек быстрого питания). Кроме того, компания, начавшая экспорт своей мясной продукции и концепта Sybilla из России в Казахстан и Белоруссию, в данный момент обдумывает и возможность экспорта в другие страны Евразийского экономического союза.
"Россия - не катастрофа"
Профессор прикладной экономики Пекка Сутела из Лаппеенрантского технологического университета смотрит на перспективы развития России с точки зрения макроэкономики. Он ставит Россию как страну с доходом выше среднего в один ряд с государствами Латинской Америки, такими как Аргентина, Бразилия, Колумбия, которые несколько десятков лет назад были странами высоких ожиданий, но не оправдали их, не сумев выстроить лучшую систему и не добившись роста в инновационной сфере. И Россия в этом плане, по мнению Сутелы, не является исключением.
"Нельзя построить экономику инноваций, если нет политической системы, которая позволяет инновационным идеям менять закон", - говорит профессор.
Одной из главных проблем России Пекка Сутела называет утечку мозгов, указывая, что первоклассные специалисты не хотят оставаться в стране. Кроме того, ещё одним препятствием на пути к экономике инноваций профессор считает строгое разделение обучения и научно-исследовательской деятельности в университетах.
Несмотря на пессимистичную оценку в целом, профессор Сутела подчёркивает: "Россия - не катастрофа. Это нормальная страна, которая так же хорошо справляется с экономическим ростом, как и другие страны. Все ждут, что ВВП России вырастет на 1-2 % в ближайшем будущем, как и в Германии, и в Финляндии. И это нормально в нынешнем капиталистическом обществе. Но даже если в Германии или Финляндии, например, рынок сокращается, никто же не говорит, что мы должны забыть о нём", - рассуждает эксперт. По мнению Сутелы, именно объём внутреннего рынка России является большим преимуществом. С ним согласен и Ярмо Линдберг: "Не всё так плохо. Посмотрите из Финляндии на окружающие страны с точки зрения бизнеса: где вы ещё найдёте 145 млн потенциальных потребителей так близко?".
И Сутела, и Линдберг, говоря о возможных сильных сторонах России, отмечают наличие большого потенциала в сельском хозяйстве. По словам профессора, необходимо обратить внимание на возможности экспорта экологической продукции, а представитель Atria уверен, что одна из сфер, которая могла бы расти - это производство экспортной свинины.
"Ничего не ожидайте от выборов"
Финны, как выяснилось, не имеют больших ожиданий в отношении предстоящих президентских выборов и не ждут серьёзных изменений в России. "Ещё десять лет назад правительство РФ знало, что нужно делать [для эффективного роста экономики], но ничего не было сделано, поэтому я бы ничего не ожидал от выборов", - говорит профессор Сутела.
Главный вопрос - что будет после выборов, считает Риитта Коскинен: "Путин не говорит, как будет развиваться экономическая, политическая и социальная система".
Как подметил Микко Хиетикко, аналитик компании East Office, занимающейся продвижением и поддержкой крупных финских компаний в России, "россияне привыкли жить с ощущением кризиса" даже в более-менее стабильной ситуации.
"Я оптимист, я всё же надеюсь, что будущее правительство будет иметь волю и силу, для того, чтобы начать изменения, которые повысят конкурентоспособность страны на международном рынке и улучшат экономическое положение, - говорит Ярмо Линдберг. - Бизнесу нужна стабильность, надеюсь, будет таковая на ближайшие 6-12 лет".
Яна Пруссакова