Перед открытием участка Киевского шоссе до гатчинской объездной члены российского правительства добрались почти до Лосево, где запускали новый участок «Сортавалы». Заодно, пусть в спешке, рассказали, какие еще планы у центра на местную транспортную сеть.
До украшенных шариками самосвалов высокие гости доехали примерно к половине первого. Здесь открывали участок трассы «Сортавала» от 57 до 72 км, от Сосново до Варшко. При всей своей важности, это, в общем-то, превратилось уже в рутину, новые участки дороги сдают практически раз в год.
Тем не менее обставили все празднично. Со сцены играла бравурная музыка, один из работников отчаянно воевал с ленточкой, которую должны были перерезать высокие гости и которая не желала выглядеть торжественно. Чуть поодаль стоял министр транспорта Максим Соколов, он примерно так же пытался разобраться с поясом своего плаща. Кто-то из журналистов надел пресловутые нарукавники «пресса», которые раздавали перед митингами 7 октября: то ли умеренная фронда, то ли правда не хотели затеряться в толпе. Вокруг ходили сотрудники генподрядчика ВАД, жены, дети. Томились в ожидании губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, как приехал – сразу пошли к стенду.
Пятая очередь строительства «Сортавалы» с 57 по 81 км должна завершиться в 2019 году. 14 октября открывали только отрезок до 72 км. Раньше здесь было по одной полосе движения в каждую сторону, по выходным средняя скорость падала до 20 км/ч. Расчетная скорость новой четырехполосной трассы – 120 км/ч. На участке 13 искусственных сооружений, 4 развязки, ширина обочин – 3,75 м. На первом этапе строили трассу до 75 км, на втором будут реконструировать уже существующую дорогу до Лосево (81 км), затем запустят автоматическую систему управления дорожным движением. Общая стоимость работ 11,9 млрд, закончить их предполагается к ноябрю 2018 года.
Заказчик отчитался – раньше от Петербурга до Варшко ехали полтора часа, сейчас – 40-45 минут. «Ну, это если не гнать 120», – улыбнулся Соколов. Докладчик не ответил. Сдается, что все-таки исходили из 120. От взгляда министра не ускользнули «пропавшие» 3 км первой очереди – от 72 до 75-го. Выяснилось, что сдать собираются в мае 2018 года. Вообще, все заметно робели. Когда Соколов попросил напомнить населенный пункт недалеко от Коробицыно с названием на «в», строители, которые знают область как свои пять пальцев, не сразу решились сообщить, ему, что речь о Борисово.
Расслабились все на торжественной части. К микрофону вышел помощник президента Игорь Левитин, который посетовал, что таких дорог в стране, к сожалению, мало. Максим Соколов рассказал, что остался «последний бросок через протоку» (как раз те самые 3 км к маю 2018 года) и что дорога ведет к «жемчужине Ленинградской области – Вуоксе» (похоже, он тоже читал буклет, который раздали журналистам). Глава Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что «дорожная отрасль в полном порядке», а Александр Дрозденко в очередной раз подтвердил очевидное: если бы трассу не передали в федеральное ведение, Ленобласть своими деньгами никогда такую красоту бы не построила. Потом пошли награждения, тоже небезынтересные: нечасто памятные знаки и благодарности, что называется, через запятую получают помощник президента и водитель гусеничного экскаватора.
Затем дошла очередь и до многострадальной ленточки. В группе «випов» несколько неожиданно раздался вопрос: «Кто умеет пользоваться ножницами?». Выяснилось, что адресовали его детям, которых тут ж подвели поближе для участия в церемонии. Все спешили в Гатчину, где участок Киевского шоссе должен был открывать сам президент, так что работали слаженно и быстро. Журналисты еле успели отскочить из-под наряженных в шарики грузовиков, которые проехали по опавшей ленточке.
Участники не скрывали своего удовлетворения. По словам Старовойта, до конца года 84% всех федеральных трасс Северо-Запада приведут в нормативное состояние (судя по словам главы КРТИ Сергея Харлашкина, петербургские дороги в лучшем случае доберутся до этого показателя к 2020-му). По стране доля хороших федеральных трасс составляет 81%, причем выборка по СЗФО приличная, здесь на федеральные приходится 1800 км дорог. Помимо Сортавалы, это М10 «Скандинавия», А180 (М11) «Нарва», М18 «Кола», КАД, А114 Вологда – Новая Ладога и другие.
Сам собой встал вопрос, чем еще центр готов помочь региону. Москвичи замешкались, но конкретики добавил Александр Дрозденко: «В строительстве три виадука в Выборге, где мы получили софинансирование федерального бюджета; дорога, которая связывает Кингисеппский и Сланцевский районы и связывает более 10 населенных пунктов и была в грунте, – на нее в этом году большее 300 млн мы получили и переводим ее в асфальт; мы сотрудничаем по вопросу решения проблем в развязке в Мурино, до конца года получим 146 млн. Наверное, «спасибо» – это самое малое, что мы можем сказать министерству за поддержку». Напомним, общая смета по муринской развязке составляет около 1,2 млрд.
Игорь Левитин задумчиво поведал о портах, которые надо развивать в регионе, и неожиданно перешел к КАД: «Я сегодня проехал по кольцевой и увидел, как много вокруг нее строится жилья, – поделился он. – Когда проектировали дорогу, мы договаривались, что подключений не будет. Строительство таких микрорайонов требует совместных усилий города и области, чтобы жители этих домов не стояли в пробках». После этого логично перешли к теме КАД-2. Министр подтвердил уже известное: построят не раньше 2020-го и, скорее всего, в створе нынешней бетонки А-120. Ранее «Фонтанка» писала об альтернативном варианте – от Ломоносова к Гатчине мимо Мурино и Всеволожска. «Я-то о другом… – все так же меланхолично вернул всех поближе к городу Левитин. – Мне кажется, что жилье нельзя строить без обеспечения подъездными дорогами».
После этого члены правительства быстро засобирались, тем более что уже подогнали ретроавтомобили, которых, как кошку на новоселье, запустили на свежую трассу. В один из них уселись Левитин, Соколов и Дрозденко и, недолго попозировав, тронулись. За рулем ехал губернатор. Позади их подпирал такой же винтажный военный внедорожник – впереди ждал президент.
Торопились чиновники не зря: Владимир Путин действительно приехал на открытие нового участка Киевского шоссе. Прибыв на место, он изучил информационные стенды и коротко пообщался со строителями дороги. Первый участок фактически новой трассы начинается от деревни Дони и напрямую подключен к Гатчинской объездной. Теперь автомобилистам доступны шесть полос вместо привычных двух. Но перед подрядчиком стоит еще одна задача – второй этап реконструкции. Он пройдет от гатчинского обхода до Больших Колпанов. Открыть дорогу должны не позднее четвёртого квартала 2019 года.
Справка:
Трассу А-121 «Сортавала» передали в федеральное ведение в 2009 году, строительство новой дороги началось в 2010-м. После этого поэтапно с разницей в год сдавались отрезки дороги (Скотное – развязка на Агалатово, Агалатово – Керро, Керро – Магистральная), вплоть до поселка Сосново (открыт в сентябре 2015 года). В конце августа был дан старт реконструкции последнего участка «Сортавалы», пролегающего по Ленинградской области. Подрядчику, АО «ВАД», предстоит реконструировать 23-километровый участок с 132 по 154-й километры. Эта дорога – довольно известна, в нее, в частности, входит грунтовый участок длиной в пять километров (148-153-й километры). «Выпадающий» участок от 81 до 132 км – это не новое строительство, а капремонт существующей дороги, его закончат в 2019 году.