Водочный император Александр Сабадаш купил доверие «Таврического» и перекачивал из него деньги на свои офшоры. Отправляя миллиардера в колонию, суд в Петербурге утомился перечислять его арестованные активы.
Смольнинский суд Петербурга дал по семь лет Александру Сабадашу, председателю правления банка «Таврический» Сергею Сомову и члену правления Дмитрию Гаркуше за мошенническое хищение 6 млн долларов. Деньги осели на заграничных счетах предпринимателя, который, судя по приговору, распоряжался банковской кассой как своей.
История зависимости «Таврического» от Сабадаша унесла судью Юлию Котеневу в глухие 2000-е, когда миллиардер спас активы нужной банку промышленной группы «Фосфорит». Из-за этого, как указано в приговоре, у председателя правления Сергея Сомова возникли перед Сабадашем обязательства. Их отношения вышли за формальные рамки «кредитор-заемщик».
Судя по показаниям бывших работников банка, подконтрольные предпринимателю структуры получали требуемые суммы без должных проверок финансового состояния и решений кредитного комитета, просто по звонку Сомова или члена правления Дмитрия Гаркуши, отвечавшего за кредитную политику.
В 2012 году компания «Милан», аффилированная с ликеро-водочным заводом «Ливиз» Сабадаша, получила шесть миллионов долларов. Деньги ушли на чешский счет зарегистрированной в 2009-м на Сейшелах фирмы «Ренессанс премьер», которую Сабадаш, как следует из материалов уголовного дела, создал для собственных расчетов за рубежом. Впоследствии доллары перетекли на другие офшоры и растворились.
Тайна «Милана» открылась после краха «Таврического». Банк, в котором лежали полтора десятка миллиардов компании «Ленэнерго», был обвинен в рисковой кредитной политике, и отследить долларовые транзакции в интересах Сабадаша следствию было несложно.
В сентябре 2015-го арестовали Сомова и Гаркушу. Они настаивали на гражданско-правовом споре банка и «Милана». Дескать, разбираться с недобросовестным заемщиком надо в арбитражных судах. Но полиция подтянула сотрудников «Таврического», которые рассказали о привилегиях миллиардера. Изначально Сомова и Гаркушу подозревали в незаконных валютных операциях с выводом 1,5 млрд рублей, а Агентство по страхованию вкладов предоставило следствию отчет о том, что выдача правлением «Таврического» заведомо невозвратных кредитов превысила 10 млрд рублей. Всего же связанные с Сабадашем компании получили 13 млрд – почти половину из общей финансовой дыры банка (31 млрд). Но дело переквалифицировали на мошенничество, полиция смогла доказать только хищение шести млн долларов (189 млн рублей по тогдашнему курсу) через «Милан».
Обилие банковских документов растянуло чтение приговора почти на пять часов. Сомов показательно зевал, Сабадаш укрылся за медицинской маской и бейсболкой, Гаркуша источал равнодушие.
«Таврический» подал иск на 189 млн рублей, и он был солидарно удовлетворен. Платить есть чем. У судьи полчаса заняло перечисление имущества подсудимых. Сабадаш, например, на берегу Ладожского озера чуть ли не приватизировал карельскую деревню Вятиккя с населением 15 человек. У него во владении тысячи квадратных метров земли и дома. Гаркуша облюбовал Большое Кирилловское озеро в Выборгском районе. На жен тоже много чего зарегистрировано, а на банковских счетах лежат десятки миллионов рублей и миллионы в валюте.
Смольнинский суд признал Сабадаша, Сомова и Гаркушу виновными, каждому определил по семь лет колонии общего режима.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»
Справка:
Петербургский банк «Таврический» основан в 1993 году. Специализировался на обслуживании корпоративных клиентов, операциях на рынках валют и ценных бумаг, вел зарплатный проект Ленэнерго. В декабре 2014 года банк прекратил обслуживать клиентов и выдавать вклады. С марта 2015 года банк проходил санацию при участии Международного финансового клуба Михаила Прохорова.
Александр Сабадаш родился в 1965 году в Ленинграде. Водочным бизнесом занимался с 1980-х. К 2000-м имел собственное производство алкоголя, владел Выборгским ЦБК и банком «Инвестэкономбанк». Был задержан в мае 2014 года по обвинению в незаконном возмещении НДС. В марте 2015-го отправлен в колонию на шесть лет. После приговора Смольнинского райсуда срок заключения составляет 8 лет 6 месяцев.