В 2018 году финская корпорация Fortum может стать крупнейшим иностранным владельцем электростанций и одним из лидеров рынка генерации электроэнергии в России. Компания оказалась одним из самых эффективных собственников энергобизнеса.
Финская Fortum планирует приобрести у немецкого концерна E.On пакет в 47% акций компании Uniper. В России Uniper владеет ПАО «Юнипро» – генерирующей компанией с выручкой 81 млрд рублей. Если сделка Fortum и E.On состоится полном объеме, финский концерн утроит мощности в России и станет крупнейшим иностранным собственником электростанций.
Сделка должна состояться в начале 2018 года. Пакет акций E.On оценен в 3,76 млрд евро, вся копания Uniper – в 8 млрд. При этом Fortum может приобрести больше чем 47%. В соответствии с немецким законодательством, компания обязана выставить оферту для выкупа всех акций Uniper. В правительстве Финляндии, которому принадлежит 50,8% акций Fortum, считают, что сделка носит коммерческий характер и не нуждается в официальном одобрении.
Российский бизнес Fortum начался с Петербурга. В конце 1990-х компания участвовала в строительстве Северо-Западной ТЭЦ в Ольгино, сейчас владеет 29,5% акций ТГК-1.
При реформировании РАО «ЕЭС» Fortum выкупила ТГК-10, владевшую электростанциями на Урале и в Западной Сибири. Компания создала российское ПАО «Фортум» и обязалась построить новые мощности на 2,4 ГВт. «Фортум» возвел Няганскую ГРЭС в Ханты-Мансийском автономном округе – самую крупную тепловую электростанцию в России, построенную с нуля, а также новые энергоблоки в Челябинске и Тюмени. Инвестпрограмма завершилась в прошлом году и обошлась, по общим оценкам, в 2,5 млрд евро.
За счет ввода новых мощностей финансовые показатели «Фортум» растут: в 2015-2016-м годах выручка от продаж увеличилась с 54,1 до 60,5 млрд рублей. При этом прибыль не стали выплачивать акционерам в виде дивидендов, а реинвестировали в обновление оборудования. Хотя в целом эффективность бизнеса в России положительно влияет на дивидендную политику корпорации.
В 2015-м «Фортум» запустил новую инвестпрограмму в России – компания строит первый оптовый ветропарк в Ульяновске мощностью 35 МВт. Он должен заработать в начале 2018 года. На строительство планируется потратить 65 млн евро. Еще несколько ветропарков общей мощностью 1 ГВт компания планирует построить совместно с РОСНАНО к 2022 году. Развитие экологически чистой энергетики входит в стратегические цели корпорации Fortum.
Если в 2018-м Fortum приобретет акции Uniper, позиции финской компании на российском рынке могут заметно упрочиться – сейчас на «Фортум» и российскую «Юнипро» суммарно приходится 15,2 ГВт мощностей. В прошлом году «Фортум» и «Юнипро» произвели 7,6% энергии на рынке России.
Эффективность «Фортума» – одна из самых высоких в сфере тепловой генерации. Удвоив суммарную мощность ТЭЦ за счет реализации инвестпрограммы, компания не прекращает модернизацию более старых ТЭЦ. Средний возраст генерирующего оборудования электростанций «Фортум» – 16 лет. Это в два раза ниже среднероссийского показателя. Доля парогазового оборудования, самого эффективного в тепловой генерации, в объеме полезного отпуска электроэнергии составляет более 65%.
Самый главный параметр, по которому можно оценить эффективность, – коэффициент использования установленной мощности (КИУМ). Грубо говоря, если мощность турбины 100 МВт, а «раскручивают» ее лишь наполовину, то КИУМ составляет 50 процентов. Чем выше КИУМ, тем более востребована производимая электростанцией энергия. Коэффициент использования установленных мощностей (КИУМ) у «Фортум» в 2017 году составляет почти 70%, у «Юнипро» – 51%. Тогда как в среднем по России этот показатель – 47-48%.
Стратегии «Фортума» и «Юнипро» отличаются.
«Юнипро» продает энергию дороже, – по данным НП «Совет рынка», у компании выше удельная прибыль на 1 МВтч выработки. Тем не менее по итогам трех кварталов «Юнипро» сократил выработку энергии на 10%. Выручка компании за первое полугодие снизилась с 41 до 39 млрд рублей. Для сравнения, у «Фортума» – напротив, выросла на 2,5 млрд рублей.
Одним из основных факторов снижения выручки стала необходимость восстановления третьего энергоблока Березовской ГРЭС мощностью 800 МВт, ранее сообщала «Юнипро». Энергоблок сгорел в прошлом году, спустя месяцы после ввода. Его восстановление оценивается в 39-44 млрд рублей.
Тем не менее «Юнипро» продолжает выплачивать инвесторам дивиденды, извлекаемые из прибыли. В презентации компании для инвесторов говорится, что в среднесрочном периоде она намерена возвращать акционерам от 40 до 60% прибыли дважды в год. В частности, до конца 2017-го компания планирует выплатить 5 млрд рублей дивидендов. За такую политику «Юнипро» часто критикуют эксперты – прибыль можно было бы направлять на повышение надежности станций и модернизацию действующих энергоблоков.
Менеджмент Fortum уже отверг слухи о возможном поглощении Uniper и объединении активов компаний. Финский энергохолдинг просто сменит E.On на позиции основного акционера, утверждают в компании.
«Сейчас мы сконцентрированы на приобретении доли E.On 47% и не определили никакие уровни процентов владения акциями, чтобы завершить предложение», – подчеркивает президент и главный исполнительный директор Fortum Пекка Лундмарк.
Гипотетически высокая эффективность энергокомпаний могла бы привести к снижению цен для потребителей на оптовом рынке электроэнергии и мощности. На локальных рынках тепла в Тюмени и Челябинске цены на тепловую энергии от ТЭЦ «Фортум» одни из самых низких в стране. Однако на стоимость электроэнергии влияют нерыночные нагрузки – платежи по договорам на поставку мощности (гарантируют энергетикам возврат инвестиций), ставки вынужденной генерации.
«Фактически менеджмент не может влиять на верхний уровень выручки, остается наращивать эффективность, только снижая себестоимость, – на уровне управления закупками, ремонтной программой», – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«Влияния на рыночные цены сделка не окажет вовсе, или оно будет минимальным и только в тех зонах энергосистемы, где у обеих компаний есть генерирующие мощности (Тюмень и Урал), – соглашается Петр Сергутин, старший менеджер Департамента корпоративных финансов компании «Делойт». – Во-первых, объединения компаний не планируется, а значит, с точки зрения их операционной эффективности, существенных изменений произойти не должно. Во-вторых, за процессом будет пристально наблюдать регулятор, о чем уже заявили представители ФАС, которым предстоит согласовывать сделку».
Елена Вавилова, «Фонтанка.ру»