За 10 дней до открытия "Фонтанка" первой увидела самый большой в мире планетарий. Выглядит он далёким от готовности, но инвестор обещает закончить стройку в срок.
Около креативного пространства «Люмьер-Холл» на Обводном канале, 74Ц, где 4 ноября начнёт работать самый большой в мире планетарий, вечером 25 октября лежат штабеля досок и металлических реек, под ногами хрустит стекло. Внутри круглого кирпичного здания, до революции служившего складом газа для Общества столичного освещения, холодно. Изо рта идёт пар. Но десяток строителей работают без шапок.
Как симфонические инструменты на концерте, переговариваются электропила и молоток. Деревянный каркас будущего купола, похожий на пчелиные соты, готов чуть больше чем наполовину. Около входа грустно моргает нарисованными на мониторе глазами робот-манипулятор, рядом с ним стоит завёрнутая в полиэтилен модель ракеты-носителя «Энергия».
– Пока кажется, что планетарий далёк от готовности, – говорю инвестору проекта, собственнику ООО «АРТ-Технологии» Евгению Гудову.
– Мы откроемся для публики 4 ноября, никаких изменений нет. Возможно, с двух смен перейдём на три и станем работать круглосуточно, – отвечает Гудов.
По словам предпринимателя, работы начались два месяца назад: месяц потратили на то, чтобы заложить в бывшем газгольдере тёплый пол и коммуникации. Затем начали возводить купол из LVL-бруса (прочный материал из хвойной древесины) и зашивать его пластиковыми панелями. Их выпиливает робот (такой же, как тот, что встречает посетителей у входа): одолевает по 1,5 тысячи панелей за четыре дня.
31-летний Гудов выглядит уставшим, его голос осип, шея открыта, несмотря на намотанный вокруг неё шерстяной шарф.
– Ты сам успеваешь спать?
– По четыре часа, хотя обычно стараюсь хотя бы шесть.
Чтобы открыть планетарий, бизнесмен переехал из Москвы в Петербург и оставил часть прежних бизнес-проектов. По данным информационной системы СПАРК, Гудову также принадлежит ООО «Архитектурная компания «Реставрация и реконструкция» и ООО «Галатэя», специализирующееся на аренде и управлении имуществом, но предприниматель отмечает, что почти завершил там свою деятельность.
Судя по тому, как выглядит дизайнерский офис проекта, над контентом для планетария тоже ещё работать и работать. Время на часах близится к 20:00, но люди в просторной комнате с белыми стенами не собираются расходиться.
Шесть сотрудников редактируют текст для видео – этим же вечером его будут озвучивать в Москве. Motion-дизайнер Павел Оськин готовит 3D-реконструкцию видов дореволюционного Петербурга и здания газгольдера.
Представление в планетарии, как можно понять из слов Гудова, будет длиться около 40 минут. Причём звёздное небо – лишь часть того, что увидят зрители.
– Мы решили показать историю места, где находимся, начиная с Петра I. Первые кадры – пролёт над дореволюционным Петербургом. Затем зрители перенесутся в сам газгольдер, смогут даже увидеть, как в него попал снаряд во время войны. Покажем и то, как сейчас реконструируем пространство, – рассказывает Гудов.
Трёхмерное видео современного здания снимал Сергей Астахов, оператор фильмов «Брат-2» и «Салют-7». После исторической части на куполе возникнет ролик о покорении космоса и космической технике: известно, что фигурировать в том числе будут система «Энергия-Буран» и космонавт Юрий Гагарин. И только на последних 10 минутах зрители смогут изучить созвездия и планеты.
– Многие из тех, кто были в современных планетариях, заметили: сначала эффект – «Вау!», а потом вы засыпаете. Мы просмотрели много готовых видео, в том числе на международных фестивалях, но не были удовлетворены результатом, и решили создать свой контент с нуля. У нас нет ни одного кадра дольше 15-20 секунд, то есть внимание зрителей не будет рассеиваться. Цель планетария – не только просвещать или прививать тягу к астрономии, но и завоёвывать сердца, чтобы люди становились инженерами, программистами, – рассуждает Евгений Гудов.
Над созданием видео трудятся 14 штатных дизайнеров и семь сторонних студий:
– Контент стоит дорого: в одну минуту вкладываем от 500 тысяч до миллиона рублей. В целом он готов, но очень долго рендерится (процесс, который собирает воедино 3D-объект, анимацию, текстуру, освещение. – Прим. ред.). На рендеринг одного кадра порой уходит до нескольких часов.
Планетарное будущее
Гудов ещё в сентябре презентовал планетарий на городском совете по инвестициям и говорит, что остался доволен. Тогда губернатор Георгий Полтавченко заявил: «Мне кажется, надо помочь коллегам войти в Книгу рекордов Гиннесса и предоставить нашим школьникам возможность заниматься астрономией».
– Я не ожидал, но комитет по инвестициям проявил огромную активность. Одна из специалистов была на связи почти круглосуточно, помогала получать все согласования с КГИОП и КГА.
– Что ещё хотите получить от города?
– Мы денег не просим и считаем, что это неправильно. Но надеемся, что Петербург направит к нам школьников, – рассказывает Гудов.
– Есть ли понимание, каким образом их будут направлять?
– Ничего специально просить не будем. Нам главное качественный продукт сделать, чтобы всем захотелось прийти.
Первое публичное событие в планетарии прошло ещё до открытия – 24 октября артисты МДТ читали здесь стихи, 27 октября в «Люмьер-Холле» заседает инвестиционный форум. После этого площадку неофициально откроют для друзей и прессы, а с 4 ноября попасть на неё смогут обычные посетители. Уже продано больше тысячи билетов до конца 2017 года, информирует Гудов. Цена колеблется между 250 и 500 рублями в зависимости от льгот и дня недели.
Кроме показов космического шоу, площадка будет заниматься просветительской деятельностью. В конце ноября на Обводном канале пройдёт Science Fest, куда съедутся стартапы, учёные и технологические компании со всей страны. Затем состоится курс лекций директора обсерватории Иркутского государственного университета Сергея Язева, далее будет проводиться 2-3 астрономических лекции в месяц. В декабре в «Люмьер-Холл» приедут коллеги из российских и некоторых международных планетариев.
– Около стены, выходящей на набережную Обводного канала, мы возведём небольшой открытый лекторий со стеклянными стенами. Прохожие и автомобилисты смогут в реальном режиме увидеть, как читаются лекции, – говорит Евгений Гудов.
Но пока нового лектория нет. Металлические конструкции, на которые будет крепиться стекло, лежат под ногами во дворе «Люмьер-Холла».
– Зачем тебе такая спешка? Ты же мог установить себе реалистичный срок и строить планетарий спокойно, – спрашиваю на прощание Евгения Гудова.
– Не знаю. Просто хочется быстрее, и всё. Как в детстве чего-то хотелось, – отвечает предприниматель.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»