Депутаты Законодательного собрания в среду в первом чтении рассмотрят проект городского бюджета. Контрольно-счетная палата в нем уже покопалась и нашла много неожиданного для себя.
Заключение городской контрольно-счетной палаты на проект бюджета — это 200 страниц довольно занудного текста с постоянными отсылками к петербургскому закону о бюджетном процессе и с таблицами. «Фонтанка» изучила их и увидела, что, по большей части, речь идет о процедурных несоответствиях, но и конкретные вопросы инспекторов оборачиваются многомиллиардными тратами: метрополитен «переоценивает» свои новые станции, чиновники — стоимость помывки в бане, при этом десятки миллиардов куда-то теряются, а другие – наоборот – берутся словно с потолка, без прохождения экспертизы.
Первое, что бросается в глаза: комитет финансов несколько пересмотрел свой оптимизм относительно следующего года. Когда год назад чиновники формировали уточненный прогноз на 2017-й, к нему прикладывались и набросанные в общих чертах ожидания от 2018-го. С тех пор прогноз по оплате труда снизили на 5,1 процентных пункта, по реальным доходам населения — на 1,1 п.п., по величине прожиточного минимума — на 7,4 п.п., по экспорту товаров — на 5,5 п.п, а по объемам строительства — на 13,8 п.п. В целом социально-экономическое будущее Петербурга на год вперед все равно выглядит несколько светлее того, что правительство России в своих прогнозах уготовило всей стране. Однако это не относится к инфляции: цены в городе, согласно документам, вырастут в 2018 году на 5,56%, а в стране — на 4% по базовому варианту, и на 4,2% – по консервативному.
План по доходам, как кажется, расписан тоже исходя из трезвой оценки своих административных возможностей. В частности, чиновники отдают себе отчет, что по земельному налогу не обеспечат собираемость выше 90%, по аренде — 85%, а по арендной задолженности — 11%. По мнению контрольно-счетной палаты, составители бюджета даже переборщили с пессимизмом — они не учли возможный доход в 13 млрд от погашения задолженностей (в основном по транспортному налогу). Кроме того, инспекторы заметили, что по 9 статьям и 40 подстатьям указанные доходы не меняются год от года в течение 2018 – 2020 гг., т. е при составлении бюджета заносится некий условный показатель. Например, это относится к 2,030 млрд рублей ежегодно по штрафам за нарушения правил дорожного движения. Еще по 10 с половиной млрд КСП просто не может проверить прикидки чиновников, не хватает расчетов — в этом списке, к примеру, продажа комитетских помещений, которые освободятся после переезда в «Невскую ратушу».
Однако самое интересное, конечно, расходы, которые вырастают по сравнению с 2017 годом на 2,6%. Они разделены на 18 госпрограмм. По подсчетам КСП, более или менее актуализировали на 2018 год только одну – «Экономическое и социальное развитие территорий». С 24-миллиардной программой «Развитие сферы культуры» инспекторы и вовсе ознакомиться не смогли. Вместо нее представлено уже устаревшее совмещенное «развитие культуры и туризма». При этом отдельно 600 млн рублей на туристическую отрасль в расходы тоже заложены без утверждения соответствующей программы.
5,3 млрд в 2018 году пойдут на цели, связанные с государственно-частным партнерством, Контрольно-счетная палата напоминает, что, согласно Бюджетному кодексу РФ, должен быть создан специальный инвестиционный фонд, которого все еще нет.
К адресной инвестиционной программе на 88,7 млрд рублей у контролеров тоже есть вопросы. На следующий год традиционно «переехали» несколько объектов, которых ждали еще в 2017-м, далеко не все они включены в соответствующую программу. Это не уникальная ситуация: в 2012 году из 42 социальных объектов сроки сорвали по 32, в 2013-м — по 13 из 18, в 2016-м — по 17 из 27. Самым обделенным оказался Красносельский район: в 2017 году ввели только одну школу, которая должна была быть сдана еще в 2012-м, из 3 поликлиник — тоже лишь одна. Дело не только в школьниках, которых негде учить. По мере затягивания сроков меняется и цена. Сметная стоимость приспособления для современного использования дома молодежи «Форпост» выросла с 328,7 млн рублей в 2017 году до 369,8 млн в 2018-м, то есть на 12,5%. Школы и бассейны дорожают не так быстро, но тоже заметно. А общее увеличение сметы всех объектов программы-2018 с момента ее старта составило почти 39 млрд рублей. Хватило бы на еще один стадион — поскромнее, правда, чем нынешний.
Расходы на полмиллиарда не нашли достаточного обоснования — в основном речь о проектно-изыскательских работах. 54 объекта на 2,2 млрд вообще попали в программу без решения высшего исполнительного органа. Миллиард из них приходится на детский оздоровительный комплекс «Авенариум», из крупного также – работы в производственных зонах «Рыбацкое» и «Ижорские заводы» (322 млн на двоих). 18 объектов на 3,2 млрд не имеют разработанной, прошедшей экспертизу и утвержденной проектной документации, среди них строительство первого участка Южной магистрали от Волхонского шоссе, развязка на Экспофорум в районе Пулковского и несколько школ и детсадов.
7 млрд достанутся нескольким акционерным обществам с участием города в виде субсидий: АО ЗСД, АО «Центр выставочных и музейных проектов», АО «Особая экономическая зона «Санкт-Петербург», тот же «Авенариум», АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья». Дивидендов в прошлом году Смольный дождался только от последних двух.
Добрались инспекторы и до главного хита грядущего бюджета — субсидий городским перевозчикам. Напомним, тарифы на общественный транспорт в 2018 году не изменятся, что потребует от города дополнительных трат в размере 10 млрд рублей. Контрольно-счетной палате не хватило данных, чтобы понять, не завышают ли транспортные ГУПы свои расходы как минимум на 4,6 млрд рублей. Конкретно метрополитен, по мнению контролеров, крайне низко оценил доходы от пассажиропотока на пяти новых станциях (Невско-Василеостровской линии и Фрунзенского радиуса). При этом на них приходится 6% всех перевозчицких расходов подземки, хотя введут в строй их только к апрелю. Обращает внимание КСП и на то, что инвестиционный платеж на строительство «частной» трамвайной сети в Красногвардейском районе в бюджете отсутствует. «Фонтанка» подробно писала о том, что в связи с изменением технологии расходы концессионера и города могут измениться.
Есть в проекте бюджета и откровенные курьезы: в качестве обоснования расходов на развитие медицинского туризма указаны почему-то конкурсы на линию легкорельсового трамвая от Пулково до Бухарестской, а траты на социальный туризм высчитываются исходя из аналогичной закупки Бузулукского района Оренбургской области. Завысили также субсидии городским баням: почему-то посчитали, что стоимость помывки подскочит в 2018 году на 8,6% – такой инфляции все-таки нет ни в каком прогнозе.
«С учетом изложенного в целом проект бюджета может быть принят за основу», – пишет контрольно-счетная палата. Учитывать и принимать депутаты будут уже в среду.
Справка:
Доходы бюджета Петербурга на 2018 год, согласно проекту, составляют 538,6 млрд рублей, из которых 529,4 млрд город заработает самостоятельно, а еще 9,2 млрд рублей — субвенции из федеральной казны. Главные источники доходов, как и раньше, — налог на доходы физических лиц (248 млрд рублей) и налог на прибыль организаций (153 млрд). Поступления от них должны вырасти по сравнению с 2017 годом на 10% и 8% соответственно, всего на них приходится три четверти бюджетных доходов. Расходы составят 587,5 млрд.
Николай Кудин, "Фонтанка.ру"