Какие районы Петербурга тише, а какие шумнее? Какой шум для человека самый неприятный? Что надо делать, чтобы шума в городе стало меньше?
Существует шумовая карта города. Ее создатели – заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Балтийского государственного технического университета профессор Николай Иванов и доцент этой кафедры Петр Матвеев – рассказали «Городу 812», почему от шума нас не спасут ни электромобили, ни защитные экраны.
– Вы создавали вашу шумовую карту по чьему заказу?
Н.И.: – Карту мы делали по заказу комитета по градостроительству и архитектуре, который готовил новый Генплан. Это была уникальная работа, по крайней мере для России, потому что в других городах подобных карт нет. И в Европе мы были одними из первых: нас опередили только Лондон и Париж. Правда, сейчас все иначе: на Западе в каждом городе с населением свыше 100 тысяч человек теперь есть своя карта, которую регулярно обновляют. Во всех странах, кроме Мальты. Пользу ощутили сразу.
– И у нас тоже?
Н.И.: – У нас – нет. Создание карты – единственный положительный опыт, когда у нас попытались не решить проблему, но хотя бы ее представить. Мы категорически против того, чтобы данные о шумовом загрязнении в городе как-то скрывались от людей. Жители ведь должны знать, где стоит покупать квартиру, а где нет. Но я не уверен, что при выделении новых пятен под застройку, при проектировании новых дорог все сверялись с этой картой. Не очень-то похоже. Здесь мы капитально отстаем от Европы, где на шумозащиту тратятся серьезные деньги. Только на экраны 50 миллиардов евро в год. А все в комплексе – 1 процент от ВВП.
- Как шум сказывается на здоровье?
П.М.: – Самое очевидное – потеря слуха. В среднем глухота – при длительном воздействии шума на организм – развивается лет за десять. Но поскольку шум воздействует впрямую на нервную систему, могут возникнуть любые заболевания. Человек же постоянно будет на нервах, организм разбалансируется. Где есть слабое место, там проблема и проявится. Например, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые дадут о себе знать гораздо быстрее, чем слух.
– Вдоль КАД у нас все застраивается большими жилыми комплексами. Звукозащитные экраны решают проблему?
П.М.: – В тех местах, где экраны есть, их все равно недостаточно. Если уж строите вдоль шумных дорог, позаботьтесь, чтобы и дороги шум не выпускали, и здания не впускали. Нужна специальная конструкция фасада здания, окон и главное – принудительная приточно-вытяжная вентиляция. Как вы думаете, дома вблизи КАД будут делать по такой дорогой технологии? В лучшем случае там поставят типовые стеклопакеты и сделают клапаны проветривания, но это не решение проблемы.
Знаете, в советских домах проект вообще не предусматривал вентиляцию. Строительство было максимально дешевым: ведь даже высоту потолков в квартирах и особенно подвалах занижали так, чтобы в пятиэтажный дом не надо было лифт ставить, потому что наличие лифта зависело не от этажности, а от высоты строения. Вентиляция была предусмотрена сквозь неплотности в окнах: поток воздуха входит в щели и через комнату доходит до кухни или санузла, где есть вентиляционное окошко. А теперь у нас герметичные окна и циркуляции нет.
– Вот потерпим лет десять, пересядем на электромобили и будем наслаждаться тишиной.
П.М.: – Во-первых, электромобиль никак не улучшит экологическую обстановку, пока у нас большинство электростанций – тепловые. То есть машина не выделяет угарный газ, зато ТЭС, производящая для нее электричество, выделяет в большом количестве. Да и аккумулятор рассчитан только на тысячу циклов разряда-заряда, а потом его придется менять, а старый утилизировать. При выработке ресурса на 60 процентов емкость заряда резко падает, заряжаться надо все чаще и чаще, и как решать эту проблему, тоже не придумали еще.
Во-вторых, в шуме, который издает автомобиль, шум двигателя преобладает, только если машина двигается на скорости до 40 км/ч. Если быстрее – то движок уже не слышен за шумом шин, а при скорости 120 км/ч возникает уже аэродинамический шум за счет обтекания корпуса.
Н.И.: – Асфальт на резиновой крошке, конечно, дает снижение шума, но не более чем на 3 децибела.
П.М.: – Но самое серьезное давление на психику оказывает не автомобильный шум. Существуют такие специальные расчеты – кривые Шульца, которые замеряют, какой шум оказывает максимально негативное влияние на человека. На первом месте авиационный, на втором – строительный, на третьем – автомобильный, на четвертом – железнодорожный. Поэтому самые шумные районы в городе, конечно, центральные, а на втором месте – все, что расположено под глиссадой аэропорта.
– Это Юго-Запад?
П.М.: – Теперь еще Пушкин, Шушары и особенно поселок Ленсоветовский. Все очень быстро меняется, и после того, как в Пулково построили новую взлетно-посадочную полосу, карта шума преобразилась. В Ленсоветовском самолет пролетает прямо над домами, и, стоя во дворе последнего дома, можно уже лица пассажиров в окнах разглядывать. Кроме того, именно там самолеты выпускают шасси – резкий подскок и усиление шума и вибрации. Впрочем, от взлетающего самолета грохота еще больше, чем от идущего на посадку. Кстати, я провел в полях – у нас и в Европе – немало часов за замерами шума и могу уверенно сказать: самолеты у «Аэрофлота» гораздо тише, чем у «Люфтганзы». Потому что новее.
Н.И.: – В Пулково стараются следить за этой шумовой дисциплиной. Мы много лет ведем мониторинг шума вокруг аэропорта и знаем, что для летчиков есть своя четкая трасса. Если они от нее не отклоняются, то шум терпимый. Но бывает, что забирают в сторону, и тогда местные жители страдают, конечно.
– Значит, возле железной дороги жить приятнее, чем в районе аэропорта?
П.М.: – Не везде. Сортировочная, например, очень шумное место: там поезда как раз разгоняются. В местах, где поезда ходят редко и медленно, скажем, у Сестрорецкой железнодорожной ветки, вполне можно жить, потому что поезд пройдет – волна негатива прогремит и затихнет. К железнодорожному перестуку люди могут привыкнуть, если он не будет слишком частым. Но ведь у нас поезда гоняют интенсивно, и на некоторых участках они ходят каждые 12–15 минут. И если не принимать никаких мер, не ставить экранов, уровень шума будет приходить в норму только на расстоянии километра.
– Если Роспотребнадзор обнаружит превышение уровня шума, что он может сделать?
Н.И.: – По карте видно, что на 70 процентах территории уровень шума превышен. В норме он только в вытянутой части города, в Курортном районе то есть. У нас всего было 780 тысяч точек расчета. Весь город поделили на квадраты 50 на 50 метров и скрупулезно считали. Так вот, составленная нами карта – это не руководство к действию, это просто зафиксированная проблема. Программа-минимум для нас и всех, кто борется с шумом в городе, – сделать так, чтобы ни в одной зоне больше не прибавилось ни одного децибела. Но поскольку в стране нет закона о борьбе с шумом, то даже о таком скромном результате приходится лишь мечтать.
– Как! У нас же есть городской закон о нарушении тишины в ночное время.
Н.И.: - Это паллиативный, совсем не жесткий закон, который к тому же плохо выполняется. Надо оберегать людей от шума и днем тоже. Хорошо, строительную организацию, которая включит свой компрессор в час ночи, могут оштрафовать, и сильно: тысяч на 500. Ну а вечером, когда людям тоже хочется отдохнуть? У нас существуют юридически два времени: день и ночь (с 23 до 7 утра). А на Западе – еще и вечер: с 19 до 23. И для него – особые нормы по шуму, пожестче, чем днем, но мягче, чем ночью. В Израиле можно запросто вызвать полицию, если днем кто-то ведет слишком громкую стройку. А у нас даже мотоциклиста не могут догнать, который ездит без глушителя.
– Догонят его, оштрафуют на 2000 рублей.
Н.И.: – Для него единственная адекватная мера – конфискация мотоцикла. Потому что штраф копеечный, а ущерб он наносит серьезный. Я живу на Невском и натерпелся, конечно. И никакой надежды нет, что ситуация изменится. Правда, вот грузовикам запретили въезд в центр, уже хорошо.
– Что для нас вреднее: шум или вибрация?
Н.И.: – У нас метро глубокого заложения, поэтому вибрация для нас не так актуальна, как для москвичей. Шум тоже может быть более и менее вредный. Слушать свист – пронзительный высокочастотный звук – всегда неприятней, чем монотонный низкочастотный гул от автотрассы. Самые высокочастотные звуки выдают реактивные двигатели, компрессоры, ТЭЦ – в общем, все, что выбрасывает воздух в атмосферу. И скоростные поезда. Вот и думайте, где не надо селиться.
– От поездов можно спастись с помощью звукозащитных экранов. Правда, в Репино и Комарово, кажется, поставили вместо них жестяной забор.
Н.И.: – Это тоже экран. Защитные экраны могут быть из металла, пластика, дерева и стекла. Сейчас мы разрабатываем шумозащиту для ВСМ Москва – Нижний Новгород, это самая грандиозная железнодорожная стройка в Европе: поезда будут мчать со скоростью 400 км/ч. Шумозащита займет несколько процентов от стоимости – несколько сотен километров экранов. Конечно, их надо делать разнообразными, чтобы сохранить психику машинистам, ведь им тяжело будет все время гнать, как будто в тоннеле.
Полностью материал читайте на сайте "Город 812"