В петербургском метрополитене начали работать собственные поисковые собаки. Пока — только четыре и только на станции «Технологический институт». Обучение каждого животного обошлось примерно в 300 тысяч рублей. «Фонтанка» выяснила, почему поисковые собаки — на вес золота и почему спрос на них многократно превышает предложение.
Дюша, Оскар, Моника и Тея будут два месяца вынюхивать взрывчатку на станции «Технологический институт» по госконтракту. Стоимость контракта — 690 тысяч рублей. Работают собаки только в составе кинологического расчета, на каждого четвероногого приходится двое двуногих специалистов. Расписание строгое: 45 минут на станции — потом два часа отдыха, во время которых собака может погулять или поспать. А тем временем в вестибюль выходит ее сменщица. Каждые пятнадцать минут кинологи делают «закладку» – прячут прямо в вестибюле метрополитена тканевый мешочек с имитатором взрывчатого вещества. Основных вариантов шесть: тротил, ТЭН (тетранитропентаэритрит), гексоген, аммиачная селитра, пироксилиновый и баллистический порох. Еще животных обучают определять оружейное масло. Закладки нужны, чтобы животное не теряло навык и постоянно было начеку. Собака нашла закладку — получила угощение. Комплексная кормежка только по окончании рабочего дня.
После теракта 3 апреля в петербургском метро, когда при подрыве террориста-смертника погибли 16 человек, меры безопасности усилили на всем транспорте. В начале октября служба контроля метро (СКМ) была расформирована, а вместо нее появилась СТБ – служба транспортной безопасности численностью под две тысячи человек. «Собачья» безопасность – часть той же тенденции.
Животных предоставила Федерация военного собаководства. Это коммерческая межрегиональная организация, никакого отношения к военным или силовым структурам не имеет. Но услуги ее воспитанников в Петербурге весьма востребованы торговыми комплексами, заводами, банками, аэропортом Пулково.
«Если минируют какой-нибудь торговый комплекс, то приезда кинологической собаки из МВД приходится ждать, – говорит советник президента Федерации военного собаководства Елена Кожушко. – Собак там не хватает, они перегружены работой. Наша группа быстрого реагирования выезжает быстрее, по результатам проверки прямо на месте составляем акт обследования. Если обнаружение есть, вызываются саперные бригады. Эта деятельность не требует лицензирования».
Сейчас в петербургских филиалах федерации более десятка работающих поисковых собак. Четверо получили работу в метро, еще пять заняты на автовокзале. Иногда поступают очень крупные заказы на подготовку собак-саперов. Так, был заказ из Ирака — там хотели сразу 200 животных. Но требования контракта оказались слишком жесткими: только немецкие овчарки, только чепрачного окраса, кобели, не старше 12 месяцев, подготовка в течение полутора лет. В итоге в федерации решили не брать на себя заведомо неподъемные обязательства, и заказ ушел в Норвегию.
«Сейчас ведем переговоры с ФСИН, там нужны караульные собаки и собаки для поиска наркотических веществ, – говорит Елена Кожушко. – Спрос растет. Но часто компании, которые пытаются заказать собак «под ключ», теряются, если просишь у них конкретизировать ТЗ: в каких условиях будет работать кинологический расчет, каковы характеристики помещения, какие породы нужны».
Для поисковой работы лучше всего, по мнению кинологов, подходят бигли, спаниели и лабрадоры. Правда, последние тяжеловаты и зациклены на еде. А собака должна быть легкой и маневренной — кинологу то и дело приходится поднимать ее на руки, чтобы исследовать, например, верхние багажные полки в автобусе. Да и под днище машины крупный пес не пролезет.
Поисковая собака — товар недешевый. Обучение надо начинать с 3,5-4 месяцев, сначала — основным командам и послушанию. С полугода можно начинать учить поиску различных веществ. На это уйдет около 3 месяцев. Кстати, то, что собаки, натасканные на поиски наркотиков, сплошь наркоманы — миф. «Мы используем для обучения собак имитаторы наркотических и взрывчатых веществ, которые закупаем в лаборатории, – говорит Кожушко. – Работать с имитаторами можно только пинцетами и в резиновых перчатках, чтобы не примешивался запах тела человека». Итого, для обучения каждого пса требуется: работа кинолога и ассистента, которые получают зарплату, расходные материалы (пинцеты, перчатки, имитаторы веществ), ветеринарное сопровождение, корм, выгул, санитарная обработка животного и вольера, снаряжение для собаки (поводков надо минимум три — на 3, 5 и 10 метров). Спаниелей надо еще и стричь. Подготовка одного четвероногого поисковика обходится в среднем в 300 тысяч рублей – от момента выбора щенка до его выхода на объект. Сюда же входит стоимость подходящего по темпераменту «ученика» из питомника – от 35 до 50 тысяч рублей.
У Федерации военного собаководства много недоброжелателей. В социальной сети «ВКонтакте» есть группа «ОСТОРОЖНО, "Федерация Военного Собаководства"», в которой зарегистрировано 3 тысячи человек. В феврале 2017 года разразился скандал — в сети появилась видеозапись «урока», во время которого кинолог и ассистент избивали собаку в наморднике. «Этот случай был для нас очень горьким опытом, – говорит Елена Кожушко. – Я неоднократно пыталась сказать, что это не является для нас ни нормой, ни системой. Допустимое механическое воздействие кинолога на служебную собаку не выходит за рамки небольшого рывка поводка и давления рукой на круп при команде «сидеть». При подготовке поисковой собаки недопустимо даже это. Люди, которые на видео жестоко обращались с собакой, были уволены, но администратор сняла происходящее на телефон и спустя две недели после их увольнения видео оказалось в сети. Мы прошли прокурорскую проверку. Прокуратура не выявила состава преступления и сделала нам предостережение о недопущении такой ситуации».
Организация за свою работу в метрополитене получает по контракту около 350 тысяч рублей в месяц. О том, чтобы обеспечить таким сопровождением каждую станцию метро, речи не идет. Потому что потребуется около 200 собак. «Готовить их будет очень долго, – говорит Елена Кожушко. – Метрополитен рассматривает возможность разместить кинологические расчеты только на узловых и прилегающих к вокзалам станциях. При обнаружении подозрительного предмета или человека кинолог с собакой будут выезжать на место с ближайшей узловой станции».
Если таких станций будет 10, то потребуется около 40 поисковых собак, работа которых может обойтись метрополитену в несколько миллионов рублей.
Пока же собаки работают на «Технологическом институте» с 8 утра до 8 вечера — в метрополитене решили, что для начала этого достаточно.
Венера Галеева, "Фонтанка.ру"