Смольный готов доплатить, чтобы в следующем мае открыть депо на Автозаводской. В том, что к лету достроят и Фрунзенский радиус метро, у чиновников уверенности нет.
В годовщину Октябрьской революции транспортные власти города и метростроевцы отправились в гости к новичку в этой отрасли – «ЛенСпецСМУ». Объезд был посвящен строительству депо «Южное», без которого невозможно завершение пятой линии метро (Фрунзенского радиуса). Привычно пройдясь по предыдущему подрядчику, «Трансстрою», комиссия расхвалила нового. Сравнение не совсем корректное: денег и времени у «ЛенСпецСМУ» гораздо больше.
Выездное совещание штаба по строительству метрополитена стало неожиданностью не только для прессы, но и, видимо, для строителей депо «Южное». Перегоны и производственные помещения разбросаны по 36 гектарам, на этом фоне было особенно заметно, что народу на площадке немного. Самым густонаселенным помещением из всех, где побывал вице-губернатор Игорь Албин с обходом, оказалась столовая. Чиновник порадовался запаху здоровой пищи и пожелал приятного аппетита ошарашенным рабочим.
В остальном депо, разумеется, все еще выглядит необжитым, но это наблюдения поверхностные. Сам Албин отметил огромный прогресс, которого новый генподрядчик – «ЛенСпецСМУ» – добился за 8 месяцев. Глава дирекции транспортного строительства Вячеслав Урусов тоже заявил, что компания идет в графике, строительно-монтажные работы хотят закончить до Нового года, после этого — только пусконаладка и поставка оборудования. Сдать депо планируется в мае. Могло быть еще быстрее, если бы контракт с предыдущим подрядчиком начали расторгать раньше.
Летом 2014 года контракт на строительство депо «Южное» был заключен с компанией «Трансстрой», тогда он был рассчитан до 20 января 2018 года. Однако осенью 2016 года стало известно о проблемах с авансированием проекта, а затем заказчик заявил об отставании от контрактных сроков строительства инженерных сетей, административно-бытового корпуса и топливозаправочного пункта. Компания, по словам представителей дирекции транспортного строительства, не успела до ноября накрыть здания кровлей и пустить отопление в двух отстойно-ремонтных корпусах и столовой. «Трансстрою» вменялось некачественное выполнение работ и отсутствие отчета по авансу на 10 млн рублей за октябрь. В декабре 2016 года контракт был расторгнут. 7 марта договор на достройку депо заключили с «ЛенСпецСМУ».
Надо сказать, на протяжении всей коллизии с «Трансстроем» и поиском нового подрядчика в Смольном утверждали, что сроки ввода не меняются и город ориентируется на январь 2018 года. Не получилось со сроками — закономерно не вышло и с деньгами. «Фонтанка» уже писала о том, какие пертурбации претерпевала стоимость контракта: «Трансстрой» подряжался на 6,6 млрд рублей; согласно сайту госзакупок, выплатили ему 3,1 млрд рублей. Из них 2,7 млрд компания освоила, а 360 млн рублей приходятся на до сих пор не возвращенный аванс, за который Смольный продолжает судиться. После расторжения договора чиновники утверждали, что сметная стоимость измениться не должна. Однако тогда же была названа цена достройки — 4,27 млрд рублей, хотя сумма неосвоенных средств никак не дотягивала даже до 4 млрд. Ссылались на индекс-дефлятор.
В итоге конкурс и вовсе объявили на 5,4 млрд, сказав, что раньше речь шла только о строительстве, а теперь еще и о поставке оборудования. Кроме того, в КРТИ поясняли, что максимальная цена контракта в 2014 году составляла 9,1 млрд рублей, однако заказчик применил коэффициент снижения до 6,6 млрд. Часть этой разницы возвращается в контракт на достройку. Антимонопольщики признали частично обоснованной жалобу одного из участников на стартовую цену, но предписаний заказчику решили не выдавать. Конкурс и стройка покатились по накатанным рельсам к общей сумме в 8,5 млрд рублей и надежде вернуть 360-миллионный аванс «Трансстроя».
Сегодня Игорь Албин заявил, что стоимость строительства превышает 9 млрд рублей. «Я назвал сметную стоимость объекта с учетом инфляции, – пояснил чиновник. – За последние 5 лет она в Российской Федерации составила 43%. Это негативно влияет на ценообразование и сметную стоимость. При этом если предыдущий подрядчик настаивал на авансировании, то теперь уже заказчик держит некоторый финансовый люфт, и по некоторым работам мы еще должны «ЛенСпецСМУ». Нетрудно заметить, что фактически стоимость депо вернулась к максимальным прикидкам Смольного, сделанным еще в самом начале этого долгого пути, — тем самым 9,1 млрд рублей. На этом фоне просьба «Трансстроя» в свое время повысить смету на 10%, чтобы уложиться в сроки, выглядит вполне скромно.
Гостями на чужой свадьбе во время обхода выглядели представители «Метростроя», который дважды не смог получить контракт на депо, несмотря на то, что строил все аналогичные сооружения в городе. Несколько анекдотичным для компании получился второй заход на конкурс. Казалось, что по его итогам метростроители будут доделывать работу за «Трансстроем», как уже было на стадионе. Однако из-за специфики процедуры компания проиграла «ЛенСпецСМУ», причем по критерию «опыт». Словно нарочно, 7 ноября вице-губернатор задал прямой вопрос представителю «ЛенСпецСМУ»:
– Был у вас опыт создания объектов транспортной инфраструктуры?
– Не было, – ответил управляющий объектом Антон Дюмин. – Но промышленные здания мы, конечно, строили.
– Есть предложение, чтобы не менее 70% общестроительных работ в городе выполняла генподрядная организация, а не субподрядчики, – почувствовав позиционное преимущество, продолжил Игорь Албин. – Потянете?
– Потянем, – уверенно кивнул строитель (сейчас на объекте 20 субподрядчиков).
– И без аванса, – вошел во вкус вице-губернатор.
– И без аванса, – после секундной заминки лихо согласился Дюмин.
В общем, объяснимо, что на нового подрядчика городское правительство не нарадуется. Как и метрополитен. «Кое-где строители идут с опережением графика, – говорит замначальника петербургской подземки Евгений Козин. – Наш персонал находится здесь. С нового года создано специальное структурное подразделение, которое к моменту открытия объекта будет насчитывать 650 человек, в том числе 250 машинистов, которые будут обслуживать 5-ю линию петербургского метрополитена. Здесь 42 канавы, так что мы сможем полностью покрыть потребности этого направления».
Тут уж было не избежать вопросов про сам Фрунзенский радиус — южную часть пятой линии, которая и утыкается в депо. Албин подтвердил, что вопрос с дополнительным финансированием, которое запрашивает «Метрострой», будет решен в течение ноября. Ранее глава КРТИ Сергей Харлашкин сообщил, что смета подрастет на 4,1 млрд. Контракт рассчитан до конца 2018 года, однако известно, что стоит задача сдать отрезок «Международная» – «Южная» ко Дню города. Готовность линии в Смольном оценивают в 90%. Уже известно, что в мае запустят необходимое для этого депо. Казалось бы, все одно к одному, но подтвердить эти планы неожиданно не удалось. На вопрос, будет ли введен Фрунзенский радиус в первом полугодии, Албин ответил: «Задача была ввести в эксплуатацию. Давайте пока на этом остановимся».
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»