Петербургские судостроители, несмотря на санкции, активно заказывают импортные материалы и комплектующие. Сроки выросли вдвое, но достать необходимое помогают «вторые поставщики». Европейцев, отказывающихся от работы под угрозой контрмер, заменяют на конкурентов из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Адмиралтейские верфи, которые конце октября оказались под двойными санкциями США (ОСК, в которую они входят, работает под ними с 2014 года), в ноябре заказали себе арматуру из Дании. Судостроители ищут поставщика, который её предварительно купит и доставит в Россию. Как оказалось, в годовом закупочном плане «жемчужины ОСК» с десяток подобных позиций от иностранных компаний, включая французское и американское программное обеспечение, а также немецкие и чешские станки.
Адмиралтейские верфи — ведущее предприятие ОСК и одно из крупнейших в Санкт-Петербурге. Оно в одиночку генерирует почти 1% валового продукта региона. На верфях за всё время их существования построено более 400 подводных лодок и глубоководных аппаратов различных проектов.
Последние годы «Адмиралы» активно занимаются перевооружением российского подводного флота: в октябре 2016 года началось строительство новой серии из шести подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота, ранее была выпущена такая же серия для Черноморского. Достраивается крупнейший в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин», а также корабли арктической группировки, например патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», с октября идут испытания ледокола «Илья Муромец».
Иностранное подспорье
29 января 2018 года США начнут применять новые санкции к 33 компаниям российского ОПК. В их числе и Адмиралтейские верфи. Иностранным организациям не рекомендуется заключать с фигурантами черного списка «значительные сделки» под угрозой наказания от Штатов. Причем караться должны даже завершенные отношения, поставки по которым прошли еще в августе. Размер, при котором сделка будет признана значительной, остается на усмотрение авторов ограничения. Таким образом, дамоклов меч нависает в равной степени над всеми иностранными поставщиками верфей.
Тем не менее 3 ноября Адмиралтейские верфи разместили на портале госзакупок заказ на поставку арматуры (балансировочных клапанов и фитингов под приварку) производства Дании. Стоимость заказа – 3,5 млн рублей. Они должны быть поставлены на завод до II квартала 2019 года, причем в цену входит доставка до предприятия.
На сайте судостроительного завода опубликован весь закупочный план Адмиралтейских верфей на 2017 год. Из него следует, что подобных покупок у них достаточно. Производители товара — компании с мировым именем.
Например, закупаются датские регуляторы температуры – термодатчики Clorius, норвежская водозащитная краска Jotun и немецкая Baryscin, а также грунтовка Hempel’s. Приобретается американское ПО ArcGIS Desktop Basic из семейства геоинформационных программных продуктов компании ESRI стоимостью 550 тысяч рублей. Еще 3 млн рублей в плане отписано на техническую поддержку французской системы автоматизированного проектирования с русским именем Catia от Dassault Systemes.
Закупается и иностранное оборудование. Например, в перечне на закупку фигурируют голландский станок SNE-76 Wortelboer для снятия фасок под сварку за 4,3 млн рублей и немецкие струйные и всасывающие установки компании DV за 30 млн рублей. Компрессорная станция Kaeser DSDX 305 за 8 млн рублей. Окрасочные аппараты Graco Mercur, тахеометр Leica, чешские сверлильные станки BV25B-400 – сразу 5 штук взамен изношенных. А также зарубежные рабочие «аксессуары» — например, за 10,6 млн рублей планируется в 2017 году закупить и внедрить шведские сварочные маски Speedglas с блоком принудительной подачи воздуха Adflo.
Как такие закупки возможны в условиях санкций, «Фонтанке» на верфях комментировать отказались. А в ОСК призвали разделять военное и гражданское кораблестроение.
– Введенные ограничения касаются поставки продукции только для военного кораблестроения, для гражданского санкций нет. В качестве примера можно привести немецкую фирму MAN, которая продолжает поставлять комплектующие для рыбопромысловых судов, – заявили в корпорации.
И утверждают, что в военном кораблестроении потребность в иностранных компонентах сегодня минимальна:
– Это связано с тем, что с 2014 года в России действует программа импортозамещения. В гражданском судостроении объем используемых комплектующих импортного производства зависит от требований заказчика. Если, например, речь идет о корпусе судна – он сегодня изготавливается из отечественного металла, а если мы говорим о двигателях, то заказчики, как правило, просят ставить финские или немецкие – наших аналогов требуемого качества пока просто нет.
Впрочем, как отметил опрошенный «Фонтанкой» представитель одной из петербургских верфей, любые станки можно использовать и в оборонной, и в гражданской промышленности, как и компьютерные программы — разделить это невозможно, и поставщики понимают, что рискуют (как тот же Siemens, который готовил турбины в Тамань, а они оказались в Крыму). Некоторые даже отказываются от поставок в гражданский сектор — на всякий случай.
– Что касается металлического судостроения, корпусные конструкции, корабельные системы — проблем нет, можем делать всё отечественное. Все, что касается оборудования на военных кораблях, — это еще советское. А вот двигатели – проблема. Был период, в самом начале, когда поставки встали из-за санкций, сорвались сроки. Сейчас переходим на отечественные установки. ПАО «Звезда» кипит, как в сталинское время, им в три смены приходится трудиться, – отметил собеседник.
По ряду позиций, например кранам-манипуляторам, удалось найти замену в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но некоторые комплектующие достать сложно даже там:
– Самый проблемный вопрос – электронные кишки систем управления – комплектующие электронной базы и вся микропроцессроная техника. В России аналогов зачастую нет. Если мы ориентируемся на «желтую» сборку, то качество одно, а если берем немецкое-французское-итальянское, то совсем другое.
Еще один опрошенный «Фонтанкой» руководитель одного из оборонных предприятий, который как раз занимается импортной элементной базой, заявил, что импортные компоненты к ним приходят, хоть сроки и выросли вдвое.
– Как мы покупали импортную элементную базу и программное обеспечение и оборудование для испытаний, так и покупаем. Да, оно стало дороже, стали более длинными сроки поставки, но оно есть, – отметил он. – Мы работаем с официальными компаниями, которые называются «второй поставщик». У них есть лицензия от Министерства обороны, и мы имеем право покупать только у них. А как они это привозят — мы не знаем. Мы лишь говорим: «Хотим вот это», а нам отвечают: «Хорошо, но только не через два месяца, как раньше, а через четыре». Мы эти риски закладываем в изготовление продукции, и через 4 месяца нам на стол кладут то, что надо.
Некоторые иностранные компании, чтобы не терять рынок, открыли российские производства.
Лакокрасочные материалы Hempel, которые используют многие верфи, весной прошлого года начали производить в России. Компания открыла завод в Ульяновске и приступила к выпуску покрытий российского производства из отечественных материалов для основных сегментов рынка. Помимо судостроения это нефтегазовая и горнодобывающая промышленность, инфраструктура, транспортное строительство, энергетика.
– Наш завод и лаборатория в Ульяновске позволяют нам обеспечивать производство проверенных продуктов из глобального ассортимента "Хемпель", а также покрытий, специально адаптированных к потребностям заказчиков и региональным особенностям, – отметила Анна Евдокимова, коммерческий директор ЗАО «Хемпель». – Наши заказчики, заинтересованные в высокоэффективных покрытиях российского производства, теперь могут сделать значительный шаг вперед, выбрав "Хемпель" при реализации политики импортозамещения.
В октябре прошлого года было налажено производство в России и шведских сварочных масок с респираторами Speedglass на заводе в Волоколамске.
Как отмечал на запуске производства директор производственного департамента 3М Россия Александр Черепанов, его компания придерживается стратегии избирательной локализации: "Основная задача волоколамского завода – углубление уровня локализации выпускаемой продукции, расширение перечня предлагаемых решений, произведенных в России из локальных компонентов".
Председатель общероссийского движения поддержки флота, экс-депутат Госдумы РФ Михаил Ненашев рассказал «Фонтанке», что гособоронзаказ будет выполнен Адмиралтейскими верфями, несмотря на провозглашение американских санкций. Сложности будут лишь с гражданским судостроением.
– Будут вопросы по строительству гражданских судов, например 25-мегаваттного ледокола. Но я открою вам секрет: американцы опоздали с новыми санкциями. Все необходимые комплектующие для этого ледокола уже закуплены. По рыбопромысловым судам, которые будут строить Адмиралтейские верфи, могут быть какие-то задержки по срокам, с точки зрения поставки оборудования, которое не производится на территории России, – пояснил он.
Ненашев уверен, что оборудование удастся найти в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где не боятся американских контрмер.
– (Сотрудничество с Россией для них) – это обычный экономический интерес. Власти и предпринимательские круги Востока, как известно, руководствуются только выгодой.
В то же время 100-процентного импортозамещения, по мнению представителя оборонного предприятия, не получится никогда.
– Станки, элементная база, программное обеспечение — не заменить, – резюмировал он. – То, что у нас делается под эгидой импортозамещения, часто получается для галочки и паршивого качества. А западные компании, к сожалению, не открывают заводы по электронным компонентам и по элементной базе – это вам не краски делать, это гораздо сложнее.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»