Петербургские перевозчики стройматериалов объявляют итальянскую забастовку. Они готовы возить по полкузова, как того требует закон, но поднимают цены почти вдвое.
Городские самосвальщики 8 ноября встретились с представителями отраслевой ассоциации, чтобы решить, могут ли они позволить себе соблюдать закон. По их словам, с конца октября инспекторы ГИБДД и региональное отделение Ространснадзора устроили настоящую охоту на нарушителей, которые с перегрузом возят песок и щебень с карьеров на стройки. Платить полумиллионные штрафы перевозчики не хотят, работать в соответствии с законом и по нынешним тарифам — тоже.
В зал одного из заводских комплексов на улице Маршала Новикова в итоге набилось порядка сотни человек, стульев не хватило. Каждый представлял перевозчицкую компанию; у кого-то 2 машины, у кого-то несколько десятков, но проблема у всех общая. По словам транспортников, с конца октября их начали массово штрафовать за перегруз и отправлять машины на штрафстоянки. Суммы значительные: если фактическая масса превышает разрешенную более чем в полтора раза, юрлицо вынуждено платить полмиллиона рублей, если на 20 – 50% – от 300 до 400 тысяч рублей. Вопрос принципиальный для всей отрасли грузоперевозок, но в данном случае собрались самосвальщики, которые доставляют стройматериалы.
Лимиты нагрузок утверждены еще в 2011 году постановлением российского правительства. Задача — уберечь дороги от чрезмерного износа. Грузовики делят на одиночные и прицепные. В первом случае нормы установлены так: груженая двухосная машина должна весить не больше 18 тонн, трехосная — 25 тонн, четырехосная – 32 тонны, пятиосная — 35 тонн. Для второй категории максимальная масса следующая: для трехосных – 28 тонн, для четырёхосных – 36 тонн, для пятиосных – 40 тонн, а для шестиосных и выше – 44 тонны. Помимо общей массы регламентирована и нагрузка на каждую колесную ось. Для расчета максимального покзателя учитывают категорию автомобиля, дороги и расстояние между осями. В среднем речь идет о величине от 6 до 10 тонн. Это значит, что, если даже автомобиль укладывается в общие требования, из-за неравномерного распределения груза его можно штрафовать за превышение нагрузки на одну из осей.
Сама по себе постановка вопроса может показаться странной. Каким образом избежать штрафов? Не нарушать закон. Ответ насколько очевидный, настолько же неприемлемый для перевозчиков с экономической точки зрения. По крайне мере, участники собрания за редким исключением утверждали, что просто вынуждены заведомо нарушать закон, чтобы сохранять хоть какую-то конкурентоспособность: на рынке процветает демпинг, в том числе – со стороны частников, которые могут позволить себе рисковать, ведь штраф для них в 100 раз меньше.
Проблема не новая, однако нынешнюю встречу самосвальщиков отличает наличие хоть какого-то организационного ядра. Подобие президиума возглавлял организовавший собрание президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, в нее входят крупнейшие грузоперевозчики города. Полтора часа дискуссии крутились вокруг одного вопроса: готовы ли перевозчики консолидированно устроить что-то вроде итальянской забастовки и возить по полкузова, чтобы гарантированно укладываться в лимиты, и одновременно повысить тарифы на 80%, чтобы обеспечить минимальную рентабельность? Дело не только в желании. Например, на выезде с песчаных карьеров, как правило, нет пунктов взвешивания. Даже минимальное отклонение от лимита влечет штраф, а зафиксировать его водитель не сможет. Кроме того, заказчики могут отказаться идти на новые условия, и на какое-то время траснпортный бизнес встанет.
Тем не менее большинством голосов решили, что готовы, сформировали рабочую группу. «На долю собравшихся приходится несколько тысяч машин, это более половины всего рынка по городу, – говорит Матягин. – Так что к этому решению можно относиться серьезно. Люди наелись штрафов, уже сейчас они начинают возить по 20 кубов, экономят на топливе и износе авто». 20 кубов – цифра усредненная. Применительно к щебенке это примерно 26 тонн. Если пятиосный грузовик сам по себе весит около 14 тонн, он впритык укладывается в нормы, шестиосный укладывается с запасом.
Сейчас, по словам участников рынка, ставка составляет порядка 2,8 – 3 рублей за кубокилометр. Соответственно перевозка одного куба на 100 км обходится в 300 рублей. При перегрузе в машину складывали порядка 30 кубов, выручая по 9 тысяч рублей. Это, по словам компаний, как-то покрывало расходы на амортизацию, топливо, зарплату водителю и обеспечивало рентабельность. Если сохранить эти тарифы и возить вдвое меньше, 4,5 тысячи просто не покроют расходы перевозчика.
Опрошенные «Фонтанкой» производители и строители подтвердили, что, как только увеличилось давление на перевозчиков, те пересмотрели тарифы.
«Да, действительно, с начала месяца к нам пришли с новыми цифрами, – говорят в ЗАО «Завод стройматериалов «Эталон». – Конечно, это здорово увеличивает наши расходы, но тех, кто везет по старым ценам, мы пока не нашли».
«У нас нет своего автопарка, поэтому сотрудничаем с перевозчиками, – рассказали в компании «Миллениум» (поставки песка, гравия, щебня и других материалов). – Можем подтвердить, что перевозчики перешли на полкузова, что соответствует законным требованиям. Соответственно и тарифы выросли вдвое».
В еще одной компании, которая реализует один из крупнейших дорожных проектов в городе и области, на условиях анонимности подтвердили, что отдел снабжения уже оповестили о новых тарифах. «Это будет проблема», – подчеркнули в предприятии.
В отделе продаж компании «Конструкция», которая поставляет нерудные материалы на крупнейшие стройки региона, рассказали, что новые ставки действуют уже полторы недели: «Продажи упали примерно вдвое, – прикинули на предприятии. – С новыми ставками согласны 20 – 30% заказчиков, остальным бюджет не позволяет, и они ждут».
Глава строительной компании «Воин-В» Олег Глущенко тоже в курсе. «Да, они еще вчера прислали информационное письмо, что повышают тарифы на инертные материалы, на сыпучие и на цемент, – говорит он. – Все эти материалы везут из области, перевозчиков не так много, так что искать кого-то подешевле бессмысленно. Такое уже было два года назад, но потом как-то нивелировалось. Сейчас новая волна, будем ждать, пока ситуация изменится».
Действительно, нынешние события в общих чертах повторяют конец 2015 года. Тогда ДПС выпустила на дороги дополнительные наряды с мобильными комплексами весового контроля для проведения акции «На дорогу — без перегруза». Сейчас, несмотря на общие наблюдения перевозчиков и заказчиков, в ГИБДД утверждают, что никакой новой отмашки не было, все идет в штатном режиме. В Ространснадзоре оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.
Реакция перевозчиков два года назад была аналогичной — повысить цены и уйти под законные лимиты. Продержались недолго. «Мы поднялись с 300 рублей до 600, – вспоминает Матягин. – Какое-то время, конечно, постояли, но потом заказчики согласились на новые тарифы. Проблема в том, что очень быстро появились недобросовестные компании, которые стали грузиться целиком и возить за условные 500 рублей, и они в итоге утянули весь рынок вниз».
Собственно, главный вопрос: что делать с такими же перевозчиками сейчас? По словам Матягина, ассоциация имеет прямые выходы на все контролирующие органы и Минтранс и намерена предоставлять им информацию: «Создадим группы общественного контроля, в которые войдут представители грузовых компаний. Будем приезжать к карьерам и следить, как они выпускают машины на рейс. В большинстве случаев превышение такое, что его видно невооруженным глазом. Если будем фиксировать нарушение со стороны карьера или транспортной организации, привлечем контролирующие органы».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»