Требование хранить на отечественных серверах персональные данные россиян за два года принесло владельцам дата-центров миллиарды рублей. Кому удалось на этом заработать, узнала «Фонтанка».
Китайская Alibaba первой из международных ИТ-гигантов официально назвала затраты на перенос в Россию своей инфраструктуры. Как сообщила 10 ноября пресс-служба площадки, она вложила $30 млн (или 1,8 млрд рублей) в дата-центр из 200 серверных стоек. Участники рынка ожидают, что китайская площадка запустит новую волну потока данных, и наращивают мощности.
Как пояснил «Фонтанке» представитель компании Alibaba Антон Пантелеев, проект непосредственно не связан с выполнением требования законодательства: компания и раньше хранила в России персональные данные отечественных пользователей, но мощностей было значительно меньше и находились они в разных местах. Но покупателей стало больше, а значит, нужно больше серверов и единое хранилище. Туда же перенесут контент торговых площадок AliExpress и Tmall, так что сайты площадок будут грузиться быстрее.
Тем не менее арендовать серверы в России большинство иностранных игроков заставили изменения в Законе о персональных данных, который был принят в 2014-м и вступил в силу в 2015 году. Он предписывает хранить и обрабатывать информацию об отечественных пользователях при помощи серверов, которые находятся на территории России.
По оценке компании iKS-Consulting, специализирующейся на исследованиях в области ИТ, объем российского рынка коммерческих дата-центров по итогам 2017 года составит 18 млрд рублей. Это в полтора раза больше, чем было на конец 2014 года.
На приходе иностранных компаний лучше всего заработали самые крупные владельцы дата-центров, среди которых как российские, так и иностранные игроки. К примеру, Google разместил около 40 серверных стоек у «Ростелекома» и компании «TрастИнфо» (принадлежит системному интегратору «Ай-Теко»). Причем сообщалось, что компания пользовалась собственным оборудованием, а арендовала только площади. Однако в «Ростелекоме» комментировать отношения с клиентами отказались.
Alibaba своего партнера не называет. Однако, по информации РБК, им стала компания DataLine — дочка системного интегратора Inline Technologies Group Владимира Вариводы и второго по величине игрока рынка после «Ростелекома». До этого в числе партнеров китайской площадки называлась нидерландская компания Linxdatacenter, третий по величине владелец центров обработки данных в России.
По данным участников рынка и Booking.com, и Apple, и eBay хранят информацию о своих клиентах у оператора Ixcellerate, которым владеют британский финансовый холдинг IFC и японская Sumitomo Group. В компании не стали ни подтверждать, ни опровергать информацию, но отметили, что количество оборудования, задействованного под иностранных клиентов, за последние два года выросло более чем в три раза. Сейчас они занимают две трети площадей в дата-центре IXcellerate Moscow One.
Мессенджер Viber также разместил в России свои серверы с персональными данными россиян, но сколько и где именно, не указал. Однако известно, что на отечественных серверах будут храниться только номера телефонов и логины пользователей. Сервисы такси Gett и Uber также доверили данные о пассажирах и водителях российским серверам, ранее сообщал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
По оценке Гая Вилнера, директора лондонского офиса Ixcellerate, только для хранения персональных данных пользователей в России может хватить 10 – 20 сервисных стоек. На это требуется 2–3 млн долларов на оборудование и до 1 млн долларов прочих расходов. Однако, по словам участников рынка, крупные игроки зачастую предпочитают арендовать с запасом. Таким образом, суммарные затраты на локализацию составляют 2 – 4 млрд рублей.
Влияние на рынок закона о хранении персональных данных еще не исчерпано. «Многие компании еще не до конца выполнили его требования, год-два этот эффект будет ощущаться», – комментирует ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин. Ранее Роскомнадзор сообщал, что из международных ИТ-гигантов не начали переносить свои серверы в Россию Twitter и Facebook. С ними ведомство находится «в диалоге». Вот социальную сеть LinkedIn, которая из-за небольших объемов решила не тратиться на локализацию, ведомство заблокировало.
Не исключено, что дополнительные траты придется понести и другим игрокам. Оценить их соответствие требованиям закона можно только в ходе проверки, пояснили в Роскомнадзоре «Фонтанке». А ей пока подвергся только Microsoft, впрочем, ответ на запрос удовлетворил ведомство.
Активнее становиться клиентами российских ЦОДов бизнес вынуждает не только закон о персональных данных. Например, существует норматив ЦБ РФ, обязывающий все российские банки иметь резервные дата-центры, пояснил генеральный директор Ixcellerate Дмитрий Фокин. На телекоммуникационные компании и, возможно, и провайдеров будет распространяться «закон Яровой».
Но владельцы ЦОДов ждут и новой волны, которая будет запущена не законодательными изменениями, а желанием иностранных гигантов улучшить свой сервис. Именно таким клиентом является Alibaba. Объемы затрат китайской площадки сопоставимы с расходами всех других игроков вместе взятых. «Это связано с тем, что они будут хранить не только данные, но и контент», – говорит директор петербургского филиала дата-центра Xelent Андрей Елисеев. «Наращивать мощности нужно, главным образом, для сокращения трафика, для ускорения доставки данных конечным пользователям», – соглашается Станислав Мирин.
Тенденцию подтверждают и сами владельцы ЦОД. По словам Дмитрия Фокина, Ixcellerate уже строит третью очередь дата-центра и четверть мест в нем зарезервировано текущими клиентами. Ростелеком, который в партнерстве с Росатомом строит крупнейшее хранилище данных возле Калининской АЭС, также рассчитывает на иностранных гигантов. Площадку уже предлагают Facebook и Google.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»