Город дважды посчитал количество велосипедистов в различных частях города. Цифры не бьются, но какие-то выводы из них сделают.
Результаты велозамеров центра транспортного планирования (ЦТП) были опубликованы в конце октября, на своем сайте их разместил ответственный за велодорожки центр управления парковками. Сами подсчеты проводились еще в июле, когда уже были известны все запланированные на год маршруты, а велосипедисты вовсю тестировали первые велодорожки на Петроградской набережной.
О намерении Смольного построить пять велодорожек общей протяженностью 40 км стало известно в начале года. Контракты на проектирование достались двум компаниям. «Стройпроект» занимался маршрутами от станции метро «Крестовский остров» до набережной Карповки и по набережным Петроградской стороны (4,75 млн рублей), а также по набережной реки Фонтанки (1,1 млн рублей). Гильдия современных проектов за 8,4 млн рублей взяла на себя велодорожки «Гражданский проспект — центр (до Гренадерского моста)» и «Проспект Луначарского от Выборгского шоссе до улицы Руставели». Оборудованием дорожек за 110 млн рублей занималось ООО «Промышленно-инвестиционная группа».
Если верить летним цифрам ЦТП, из уже расчерченных велодорожек самой большой популярностью тогда пользовалась Арсенальная набережная: на участке между Михайловской и Арсенальной улицей с 08.00 до 09.00 в день измерений зафиксировали 114 велосипедистов, вечером (с 18.00 до 19.00) — еще 311, всего 425. Для сравнения: Свердловская набережная, от Ватутина до Федосийской, пропустила за то же время 238 двухколесных всадников, Петроградская набережная на перекрестке с Чапаева — 64, Песочная набережная — 49.
Здесь-то и возникают первые вопросы. Арсенальная и Свердловская набережные плавно переходят одна в другую и являются частью одного маршрута. Между попавшими в выборку участками затесался сравнительно короткий интервал от Арсенальной улицы до улицы Ватутина, судя по всему, аналог Бермудского треугольника. Каждый второй замеченный на Арсенальной набережной велосипедист пропадает где-то здесь, если движется на восток, либо напротив, именно тут материализуется, когда едет на запад. Это, конечно, может быть связано с популярностью Кондратьевского проспекта или с тем, что замеры на соседних участках проводили в разное время и при разных условиях.
«Что касается различных участков, казалось бы, одного маршрута, то здесь накладывается ещё один выявленный факт – сейчас велосипед в большинстве случаев используется не как средство передвижения из точки А в точку Б с конкретными целями, а для активного отдыха, – говорят в ЦТП. – Люди просто катаются».
Другим набережным повезло меньше. На Карповке за два пиковых часа насчитали 20 человек, на Фонтанке от Белинского до Невского — 15 (в тот момент еще не были открыты велодорожки на Фонтанке). При этом на Гражданском проспекте — 125, на Луначарского — 215. В общем, если считать, что нам на что-то намекают, то между строк читается: дорожки на Петроградской стороне и в центре города — блажь для немногочисленных, а вот по двум северным маршрутам кто-то действительно катается.
Однако это не единственные цифры. Незадолго до ЦТП, в мае-июне, аналогичные замеры производил сам центр управления парковками. Сопоставить данные двух оценок не всегда возможно, участки нарезаны по-разному, да и специалисты ЦУП, если верить их таблице, выходили только по вечерам. Но, например в месте, где Аптекарская набережная переходит в Петроградскую, ЦУП насчитал 13 велосипедистов, ЦТП во время вечернего же рейда — 38. На углу Фонтанки и Пестеля центр управления парковками отдежурил напрасно, ни одного человека на двух колесах там не заметили. Зато на перекрестке Большой Зелениной и наб. Адмирала Лазарева вечером 7 июня, похоже, было не протолкнуться — 325 велосипедистов за час. Даже самим велоактивистам, заинтересованным в подобной статистике, это кажется странным. «Это уж совсем зашкаливающие цифры, – говорит Алексей Панков, эксперт движения «Велосипедизации Санкт-Петербурга». – Может, там мероприятие какое-то было». У центра транспортного планирования вечерний показатель оказался в 10 раз меньше.
Судя по всему, ЦУП и сам понимает условность своих оценок. Как рассказали в центре, замеры он проводил собственными силами, никаких дополнительных расходов это не потребовало. Цель – определение интенсивности велосипедного движения на веломаршрутах до их строительства. «Велосипед не является стабильно используемым для ежедневных корреспонденций транспортным средством, – уточняют в ведомстве. – В связи с этим данные по интенсивности велосипедного движения на одном и том же участке улично-дорожной сети могут значительно колебаться в одно и то же время в разные дни. Данные ЦТП для нас являются ключевыми и будут использоваться при определении наиболее приоритетных направлений развития веломаршрутов в Санкт-Петербурге».
А вот это уже интересно. Петроградская сторона, Фонтанка, Луначарского — все это уже обрисовано, стирать там дорожки никто не собирается. Так что главным становится вопрос, что именно центр транспортного планирования намерил по другим 35 адресам. Выборка получилась специфическая. По словам ЦТП, его исследования, по большей части, проводились специалистами центра с привлечением студентов архитектурно-строительного университета в рамках прохождения практики. Дополнительного финансирования опять же не потребовалось. «Пункты распределили неравномерно по городу, – утверждает Алексей Панков. – Очень активно посчитали самый юг, а в восточной части города, в Курортном районе — не особо. Они называют этот список «ключевые узлы города», но именно таких узлов, транспортных барьеров там и не хватает. Из мостов, которые связывают между собой районы, есть лишь Тучков, Благовещенский и прошлогодние показатели по Дворцовому. Так что у ЦТП только половина картины».
Да и к этой половине вопросов достаточно. На Невский проспект, согласно данным центра транспортного планирования, велосипедисты вообще стараются не соваться: 6 человек у утренний час пик, 9 — вечером. Впрочем, в ЦТП пояснили, что считали еще в октябре у дома 1 и не учитывали полученные цифры для общей оценки перемещений. Не поленились эксперты дважды забраться на угол Автовской и Портовой, улов сомнительный — 4 человека. Зато мост Ахмата Кадырова вполне себе укладывается в средние показатели — 29, это примерно уровень Садовой улицы, Куйбышева и Дыбенко. Июньские подсчеты ЦУП не дают понять, сколько должно проехать по улице велосипедистов, чтобы на ней появилась выделенка. Но если исходить из максимальных показателей, то следующие дорожки нарисуют на Тучковом мосту (349 человек за утро и вечер) и Благовещенском (295). Пока все они едут по тротуару. Кроме того, в лидерах набережная Лейтенанта Шмидта и Старо-Калинкин мост. Впрочем, к переправам следует применять особый коэффициент. Понятно, что на них всегда больше велосипедистов, как пешеходов всегда больше там, где нарисована «зебра».
В ЦТП также отмечают неравномерность движения. «Суточная интенсивность на перекрёстке Зелениной – Чкаловского 15 августа – 594 ед., 17 августа – 395, – говорят в ведомстве. – Если брать часовые данные, то увидим ещё больший разброс – в вечерний пик минимальный показатель 15 единиц, максимальный – 70 единиц».
Советник вице-губернатора Игоря Албина по велотранспорту Дарья Табачникова рассказывает, что данные уточняли с помощью соцопросов. «Строить стратегию развития велоинфраструктуры только на основе замеров нельзя, – говорит она. – Поскольку цифры пока очень небольшие, большое влияние оказывают внешние факторы – погода, например. Через пять лет будут ездить намного больше, данные будут лучше сходиться. Но уже сейчас на базе замеров построена транспортная модель, вполне адекватная. В следующем году будем ее дополнять, новые адреса для подсчета сейчас обсуждаются».
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»