Идея Смольного отдать ретейлерам алкоголь, изъятый у их недобросовестных коллег, не обрадовала сети. Хранение влетит в копеечку и может превратить их самих в нарушителей в глазах закона.
С предложением размещать конфискованный алкоголь на складах добропорядочных розничных продавцов 13 ноября в Смольном выступил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, совещаясь по вопросу борьбы с незаконным оборотом алкоголя. Такой идеей глава города ответил на претензии прокуратуры, которая попеняла властям Северной столицы за недостаточное рвение в борьбе с незаконной торговлей алкоголем. Ретейлеры идею бороться с контрафактом поддержали, но предложение губернатора назвали невыполнимым.
Ежегодно правоохранительные органы Северной столицы изымают из оборота 100 тыс. декалитров алкоголя, сообщил в своем докладе заместитель прокурора Петербурга Виктор Мельник. Это приблизительно 5 млн бутылок водки, а если пересчитывать в вино и пиво — и того больше. По закону, если факт незаконной продажи доказан, спиртное подлежит уничтожению. Но пока суд да дело, товар должен где-то храниться, а хранить его негде. На весь Северо-Запад до недавнего времени работал только один склад, аттестованный Росалкогольрегулированием, площадью 3 тыс. кв. м, и тот в Гатчинском районе Ленобласти. «Сейчас нашли помещение побольше, но и это капля в море», – посетовал сотрудник ведомства.
Сейчас отобранный у торговцев алкоголь находит временное пристанище на так называемых складах временного хранения (СВХ) органов внутренних дел. О схеме работы таких организаций ранее подробно писала «Фонтанка». Поскольку плату за услуги владельцы таких площадок от государства не получают, они ищут способы возместить издержки у самих предпринимателей. В итоге там нет «ни учета, ни контроля», зато «созданы условия для хищения, утраты и повторного поступления в оборот», признал Виктор Мельник. Да и сами стражи порядка, зная о нехватке мест для хранения, «допускают выборочные факты изъятия». Как результат, незаконные торговцы спиртным чувствуют себя безнаказанно. Чтобы положить этому конец, прокуратура попросила Смольный предоставить помещения, где нелегальная продукция могла бы дожидаться уничтожения.
Но Георгий Полтавченко выдвинул другую идею. «В городе абсолютно легально работают сети, занимающиеся реализацией алкогольной продукции. Они кровно заинтересованы в том, чтобы контрафакта и незаконной торговли не было. У них есть мощные логистические центры. Давайте с ними договоримся», – сказал он. Чтобы общественная нагрузка не оказалась для бизнеса чрезмерной, глава города призвал и самих правоохранителей поработать над эффективностью. В частности, ускорить судопроизводство, чтобы по возможности быстрее утилизировать изъятое.
Ретейлеры, опрошенные «Фонтанкой», идею борьбы с контрафактом поддерживают, но предложение реализовать ее за их счет находят трудно реализуемым.
Крупнейший региональный оператор «Интерторг» (сети «Семья», Spar) сообщил, что не имеет отдельного алкогольного распределительного центра, равно как и свободных площадей для хранения алкоголя. «Проблему незаконного оборота алкоголя, конечно, надо решать», – заявил генеральный директор сети «РеалЪ» Игорь Янковский. Но его компания не имеет для этого «технологической возможности»: специального склада для акцизной продукции у «РеалЪ» нет. «Думаю, смогли бы помочь федеральные сети и оптовые поставщики, у которых мощности стоят недозагруженные», – прокомментировал он.
Но крупные игроки энтузиазма также не высказали. «Лента» и «О`Кей» от комментариев отказались, X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), а также поставщик «Ладога Дистрибьюшн» на момент публикации не смогли ответить на запрос «Фонтанки».
В одной из федеральных сетей на условиях анонимности пояснили, что, оказывая услугу правоохранительным органам, ретейлер рискует сам оказаться в числе нарушителей. «В понятие оборота входит также хранение продукции. Если мы разместим изъятый алкоголь у себя на складах, то получится, что сами участвуем в нелегальном обороте», – прокомментировал представитель ретейлера. Между тем на том же межведомственном совещании губернатор дал указание комитету имущественных отношений немедленно разрывать договоры аренды с предпринимателями, уличенными в незаконной торговле алкоголем.
Эксперты также указывают на законодательные ограничения. «Процедура передачи незаконного алкоголя коммерческой организации нигде не прописана. Чтобы это могло произойти, нужны изменения в 171-й ФЗ», – прокомментировал генеральный директор некоммерческого партнёрства «Клуб профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга» Максим Черниговский.
Но даже если это удастся сделать, Смольному вряд ли удастся договориться с сетями о работе на безвозмездной основе. Чтобы разместить 100 тыс. декалитров алкоголя, или 5 млн бутылок водки, нужны складские площади, эквивалентные 250 20-тонным фурам, подсчитал эксперт.
«Маловероятно, что у сетей есть такие избыточные складские мощности. А если им не будет хватать места для своей продукции, придется инвестировать в расширение», – говорит он. Кроме того, само хранение может обойтись в 1 – 3 рубля за бутылку в месяц. То есть для 100 тыс. декалитров алкоголя, в пересчете на водку, – 5 – 15 млн рублей. «Все дополнительные расходы придется перекладывать на цену и покупателя», – подчеркивает Максим Черниговский.
По словам эксперта, было бы целесообразнее направить на организацию таких складов средства, которые государство получает от производителей спиртного в виде акциза. «Это 300 млрд рублей в год, часть из которых возвращается в региональный бюджет», – отмечает он.
Попытка властей привлечь к организации складов для изъятого алкоголя бизнес лишний раз говорит о масштабе проблемы, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Ввели ЕГАИС, а все равно осталась незаконная продукция. Но ее покупают, потому что она дешевле. Единственный способ бороться с нелегальной водкой — снизить цену на легальную», – заявил он.
Однако в Смольном возлагают надежды и на другие методы борьбы. Как заявил в ходе заседания межведомственной комиссии вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан, власти Северной столицы намерены обратиться в правительство с просьбой предоставить регионам право проводить контрольные закупки. «Сегодняшняя процедура проверки усложнена, и привлечь [заподозренное в нарушении] лицо к административной ответственности невозможно», – сказал он.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»