Подготовку к ЧМ-2018 срывают могилы. О транспортной развязке на юге Петербурга, спроектированной на месте воинского захоронения, власти и Минобороны знали давно.
Начальник военно-мемориальной службы ЗВО Сергей Хижняк 15 ноября признал, что воинское захоронение у «Экспофорума» на Петербургском шоссе было давно учтено и зарегистрировано в соответствии с директивой Генштаба Министерства обороны. Военная прокуратура и Пушкинский суд еще в 2013 году обязали муниципальные власти Шушар должным образом зафиксировать мемориальную территорию. Как минимум строительство развязки, запуск которой запланирован к футбольному чемпионату мира, будет отложено на время перезахоронения останков. По-хорошему, транспортный узел необходимо перепроектировать.
Страсти по территории на Петербургском шоссе у «Экспофорума» были разбужены бульдозерами, когда из-под гусеничных траков показались человеческие кости. Здесь запланирована дорожная развязка на конгрессно-выставочный центр «Экспофорум». Должна открыться в мае 2018 года. Она включена в план подготовки Санкт-Петербурга к чемпионату мира по футболу.
Работы компанией «Возрождение» были приостановлены, но осадок остался у нее и Смольного. Поисковики утверждали, что развязка строится на месте воинского захоронения. Их поддерживал военкомат Пушкинского района, по данным которого, проектом развязки затронуто более половины площади захоронения. Но власть считала по-другому.
До абсурда ситуация была доведена не без помощи военных. Администрация Пушкина обратилась в Минобороны за помощью, пресс-служба Западного военного округа позвала журналистов 1 ноября на поисковые мероприятия. Был анонсирован приезд 90-го отдельного специального поискового батальона под командованием подполковника Владимира Мансурова. В день встречи прессу ждал на Петербургском шоссе только сотрудник пресс-службы. На этом мероприятия и закончились.
Батальон, по официальной версии, не приехал вот почему: сотрудник пресс-службы, прибыв на место, увидел явные следы воинского захоронения, отчитался перед начальством, и 90-й во главе с Мансуровым был отозван на полпути.
По неофициальной версии, Владимиру Мансурову был отдан приказ выступить перед телекамерами с заявлением, что захоронения на Петербургском шоссе нет. Он будто бы не подчинился и предпочел вообще не приезжать.
Как бы то ни было, история получила развитие. Депутат ЗакСа Борис Вишневский отправил запрос губернатору Георгию Полтавченко с просьбой разъяснить позицию городских властей и явным намеком на то, что развязку стоило бы перепроектировать. К 10 ноября, дате второго чтения горбюджета на 2018 год, в графе «расходы» появилась губернаторская поправка об увеличении финансирования развязки у «Экспофорума» на 412 млн рублей. Учитывая, что в первоначальной версии бюджета на развязку в 2018-м выделялись всего сто миллионов, четырехкратная прибавка прямо взывает к конспирологии.
Официально же первым «вскрылся» Западный военный округ. Сегодня, 15 ноября, начальника 90-го батальона Мансурова опять ждали журналисты, теперь уже в информагентстве «Интерфакс Северо-Запад». За двадцать минут до мероприятия организаторы были уверены, что Владимир Ильич движется в сторону пресс-центра. «Ждем его, обещает быть», - сообщали «Фонтанке» организаторы.
В означенное время офицер не прибыл, и модератор пресс-конференции объяснила отсутствие: «Владимир Ильич не сможет к нам присоединиться, он вызван по специальному заданию».
Пресс-секретарь ЗВО Игорь Мугинов изложил «Фонтанке» иную версию. «Мансуров утром позвонил мне и сказал: «Извините, у меня в батальоне началась контрольная проверка по физической подготовке, я не приеду на пресс-конференцию», – вспомнил Игорь Мугинов и добавил, что характер проверка носила внеплановый.
На упоминание небольшой нестыковки в версии ЗВО с тем, что было доведено до «Интерфакса», пресс-секретарь округа отреагировал: «Значит, Мансуров ехал на пресс-конференцию, назначив на проверку своего заместителя».
Почему комбат не доехал, так и осталось невыясненным.
Но в «Интерфаксе» присутствовал еще один офицер – начальник военно-мемориальной службы ЗВО Сергей Хижняк. Подполковник не стал уходить от ответов. Он признал, что статус военного захоронения спорной территории присвоен давно, причем по линии как гражданской (Пушкинский суд еще в сентябре 2013 года обязал муниципалитет Шушары зарегистрировать захоронение и закрепить его границы), так и военной:
«Действительно, захоронение оформлено. Военный комиссариат составил его паспорт, учетную карточку, которую ведут все военкоматы. Ее форма утверждена директивой Генерального штаба Минобороны. Может быть, в органах муниципального самоуправления есть иная форма учета, но в ходе проведения сверки и они (Шушары. – Прим. ред.), и военкомат эту информацию предоставили: захоронение учтено, оно имеется».
Сергея Хижняка спросили:
– ЗВО отправлял документы в правительство Петербурга о невозможности проводить работы на месте планируемой развязки?
– Конечно. Это случилось на прошлой неделе.
Глава муниципалитета Шушары Руслан Тихомиров подтвердил «Фонтанке», что решение Пушкинского райсуда исполнено. Это значит – границы определены, захоронение зарегистрировано.
Военные не единственные, для кого могилы бойцов появились «вдруг». В своем ответе депутату Борису Вишневскому губернатор Георгий Полтавченко оперирует формулировкой «неизвестное воинское захоронение».
Открытия, возможно, будут еще. 23 сентября на Петербургское шоссе приехал Следственный комитет и собрал мешочек костей для генетической экспертизы. В основном, для определения возраста останков. Красноармейцев хоронили в 1941-1944 годах, но не на пустыре, а на месте кладбища, где находились могилы и ранее, вплоть до 18-го века, умерших граждан. Возможно, экспертам принесли в мешочке то, что осталось от довоенных жителей. Исследование продлится до 20 ноября, и в Смольном ждут результатов.
Транспортную развязку по заказу с компанией «Экспофорум» проектировал проектно-изыскательский институт «Инжтехнология». Контракт был заключен в начале 2017 года. Директор «Инжтехнологии» Сергей Сидоров сообщил «Фонтанке», что информация о нахождении воинского захоронения не соответствует действительности, и подтверждение этому есть документальное.
«Все бумаги имеются у первого замглавы администрации Пушкинского района Дениса Матвеева, – уточнил бизнесмен. – Мы проектировали объект в полной уверенности, что захоронение отсутствует».
До Матвеева «Фонтанке» дозвониться не удалось. Ранее он утверждал петербургскому НТВ, что администрацией были подняты все архивные данные с 1968 года, и никакого подтверждения о воинском захоронении, в том числе в архивах Минобороны, не обнаружено.
Глава Пушкинского района Владимир Омельницкий также не смог высказаться определенно:
«На данный момент найдены останки одного человека. Давайте документально разберемся. Если там действительно массово захоронены солдаты, то на костях, конечно, строить нельзя. Я пока не могу убедиться в том, что имеется воинское захоронение».
По данным «Фонтанки», в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (заказчик строительства развязки) тоже нет официального подтверждения статуса территории.
Следственный комитет может разыграть и свою комбинацию. Уголовный кодекс 244-й статьей предусматривает ответственность, в том числе, за повреждение мест захоронения. К бульдозеристам санкции вряд ли применимы, а к компетентным лицам, обладавшим информацией о статусе территории, – вполне.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»