В петербургских и московских офисах «Росгосстраха» не оформляют ОСАГО. Уже больше недели автовладельцам говорят про технический сбой. Но юристы называют другую причину.
Ошибка с кодом 1111 бьёт лишь по одному страховому продукту. О ней слышат только те, кто приходят за полисом ОСАГО. По странному совпадению, «Росгосстрах» за три квартала этого года уже потерял из-за «автогражданки» 42 миллиарда рублей. Выходит, сбой спасает компанию от убытков. А ещё получается, что бывают такие неисправности, которые выгоднее не исправлять.
В клиентских центрах страховщика со знанием дела объясняют: «Ошибка «четыре единицы» блокирует на сервере модуль, а без модуля полисы не распечатываются. Попробуйте зайти завтра». На следующий день говорят то же самое.
Но в офисе у метро «Озерки» вдруг сказали больше: «Это РСА (Российский союз автостраховщиков. – Прим. «Фонтанки») почему-то не дает нам совершать сделки».
Когда мы поинтересовались у пресс-службы Союза, за что он вставляет палки в колеса «Росгосстраха», там очень удивились и заверили, что база данных РСА, сведения из которой требуются для заключения договора между страховщиком и клиентом, работает исправно.
С ошибкой «четыре единицы» в офисах «Росгосстраха» сталкиваются и московские потенциальные клиенты. Одни менеджеры ругают дефекты собственной системы, другие – опять же сетуют на происки извне, и никто не признается, что продавать полисы ОСАГО компании абсолютно невыгодно.
По информации рейтингового агентства «Эксперт РА», за первое полугодие 2017-го отрицательный технический результат, то есть разница между расходами и доходами, по «автогражданке» составил у «Росгосстраха» 33,8 млрд рублей. В третьем же квартале ситуация начала выправляться: компания потеряла только 9 миллиардов. Убытки удалось сократить в том числе и «за счет уменьшения доли ОСАГО в страховом портфеле компании» – так пишет «Росгосстрах» в своем пресс-релизе. Вот только благодаря каким именно мерам этого урезания удалось добиться – ответ от страховщика «Фонтанка» до сих пор не получила.
Как считает юрист бюро «Правила страхования» Алексей Кузнецов, «Росгосстрах» не оформляет полисы умышленно. И такой метод «уменьшения доли», естественно, незаконный: страховщик обязан заключать договоры со всеми, кто к нему обращается, в противном случае должен нести ответственность.
Впрочем, это ведь никакой не отказ, когда речь о сбое по техническим причинам. Тем более, когда клиент слышит обнадеживающее «позвоните вечером» или такое родное «приходите завтра». Хитрит ли менеджер – узнать наверняка очень сложно, значит, нарушение практически недоказуемо.
То же самое с продажей полисов через интернет: если вдруг не получается оформить на сайте, то это отказал не страховщик, а всего лишь система.
«Автогражданка» от крупнейшей российской страховой компании становится все более редким товаром и у брокеров. При этом «Росгосстрах» всё ещё остается одним из лидеров на рынке ОСАГО, а данный сегмент, как и раньше, – основной источник его убытков. Во многом именно из-за проблем с ОСАГО в этом году компанию пришлось подпитать 24 миллиардами рублей её основному акционеру – банку «Открытие», у которого, к слову, свои трудности: внешнее управление банком было введено с конца августа.
Есть несколько причин, почему так разорительна «автогражданка». Глава регионального отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов утверждает, что из «Росгосстраха» частенько выбивают деньги свои же сотрудники.
«Уже после того как автовладелец получает страховую выплату, ему звонят некие люди, сообщают всю информацию о его же ДТП, в том числе и ту, которая может быть только у «Росгосстраха», и предлагают помочь добиться большего через суд, разумеется, за долю от выигрыша», – расписал схему «Фонтанке» Александр Холодов.
В Национальном союзе страховщиков ответственности указывают на остальные звенья, одно из которых – нынешние, как, впрочем, и вечные критики «Росгосстраха» – автоюристы.
«Цепочка автоюрист-оценщик-судья в ряде регионов работает как часы, и там огромные объемы – миллиарды – вытягиваются из компаний по этой цепочке», – говорит директор по развитию Национального союза страховщиков ответственности Андрей Знаменский.
Вероятно, поэтому в Петербурге так трудно застраховать машину с волгоградскими, краснодарскими, ростовскими, архангельскими номерами.
В самом «Росгосстрахе» тоже жалуются на мошенников, правда, уже на других – тех, которые наживаются на «автоподставах». К примеру, с престижной иномарки снимаются дорогостоящие детали, на их место ставятся поврежденные, потом её «стукают» чем-нибудь отечественным и дешевым, и страховщику приходится платить компенсацию – такую, чтобы хватило на полноценный ремонт. Битые детали при этом не утилизируются, а хранятся для следующей аферы.
Ещё одна причина: за последние годы на дорогах размножились те, кто называет себя «санитарами». В Сети можно найти немало снятых на видеорегистраторы роликов, где автомобилисты хвастаются, как они «проучили» повернувшего не в тот ряд или забывшего включить поворотник. Каждый урок в такой «школе» тоже оплачивается из кармана страховой компании.
Наконец, государство не всегда успевает корректировать тарифы по ОСАГО вслед за изменениями в экономике.
«Поскольку решение об изменении тарифов политизировано, то происходит достаточно серьезный разрыв в ряде регионов между реальной ценой ОСАГО и той, которая установлена государством. Для какой-то категории тарифы завышены, для какой-то – занижены. Надо переходить к свободным тарифам, чтобы рынок выровнялся, чтобы тем, кто попадает редко в ДТП, давать большую скидку, а тем, кто является реально убыточным клиентом, этот тариф повышать», – делится своим мнением директор по развитию Национального союза страховщиков ответственности Андрей Знаменский.
Однако государство уже выбрало иной путь. Так, ещё весной был принят закон, по которому потерпевшие в большинстве случаев вместо денег должны получать направление в автосервис, причем из списка страховщика. Новые правила касаются полисов ОСАГО, оформленных после 28 апреля. Маневров у мошенников как будто бы стало меньше. Впрочем, некачественный ремонт – это всё та же возможность обращаться в суд. Известно, что повинности контролировать работу автосервисов, как и реформе в целом, в страховом бизнесе обрадовались далеко не все.
Тем не менее пресс-служба «Росгосстраха» заверила нас, что покидать рынок ОСАГО компания не собирается. Кроме того, заявила, что сбои в офисах Петербурга и Москвы исключительно технические и со стратегией продаж никак не связаны, к тому же с ошибкой «четыре единицы» сегодня можно столкнуться в клиентских центрах и других страховщиков.
Проверяя эту информацию, мы обзвонили наугад семь компаний с вопросом, когда у них можно оформить ОСАГО. Во всех нам ответили: «Хоть прямо сейчас».
Антон Чечулинский, «Фонтанка.ру»