Чтобы создать связь, которую невозможно прослушать, Петербург втридорога купил компьютеры, которые отстали лет на шесть. И это ответ на предупреждение Сноудена.
Из того, что оборудование для центра «Сейфнет» в разы дороже своих аналогов, нетрудно сделать вывод о его происхождении. То, что американские разработчики презентовали в начале века, для отечественной науки — достижение сегодня. На устаревшей, зато российской технике петербургские изобретатели будут делать то, что пока не получилось ни у Штатов, ни у японцев: телекоммуникационную связь, которая ни один нос не пустит в переписку или переговоры. Тот редкий случай, когда потерпевшей стороной может оказаться ФСБ.
Как следует из опубликованной на госзакупках документации, на первом этапе у «Сейфнета» появится три узла связи: на Аптекарском проспекте, Кантемировской улице и Петроградской набережной. Оптоволокно тянуть не будут, используют существующую инфраструктуру, например Ростелекома. Еще «Сейфнет» построит свою систему беспроводной связи, чтобы тестировать смартфоны и модемы. Возможно, тоже российского производства, но не уточняется.
Смысл объявленного конкурса – в монтаже оборудования для регионального инжинирингового центра, это такой дом творчества и полигон для разработчиков в сфере электроники и IT. Предполагается, что здесь ученые будут исследовать возможности так называемой квантовой связи и искать пути практического применения. Квантовая криптография основана на законах физики, а не математики, и теория утверждает, что можно создать канал связи с такой защитой, что передаваемую информацию невозможно будет перехватить. Над практическим решением бьются мировые умы. Пока получается локально: квантовую линию используют банки (российские тоже), Китай запустил первый спутник, есть успехи у англичан, швейцарцев, американцев. Стопроцентно защищенной, скоростной, бесперебойной, а главное, доступной связи пока не удалось создать никому.
Пытается и отечественный производитель. Скоро «Сейфнет» откроет для этого площадку. Но для начала оборудует ее. В конкурсной документации подчеркивается, что каждая система для испытаний сделана в России, и это не случайно. Сотрудничать с теми, кто вводит санкции, центр принципиально не собирается и убежден, что купленное соответствует «современному уровню отечественной науки и техники». С этим утверждением спорить трудно.
Пионерам отечественных квантовых сетей придется столкнуться с разработками российских НИИ и институтов (в том числе петербургских «Супертела» и «Масштаба») с названиями «Волга, «Александрит», «Кронос», «Парабел», «Булат». Есть среди них и невыговариваемые, вроде ВМ-С-ТЭ1С – это, к слову, компьютер на базе процессора «Эльбрус». А работать всему этому предстоит на программном обеспечении "мейд ин Росэлектроника".
Один только компьютер на базе «Эльбрус-4С» – процессора, мощность которого в четыре раза слабее последней модели Macbook, стоит 250 тысяч рублей. А чуть более производительный системный блок на базе «Эльбрус-1С+» с частотой 1000 МГц (у того же Macbook 3,1 ГГц) был куплен за 350 тысяч рублей.
Генеральный директор АО «Асилан» Сергей Курдиков, который занимается поставкой серверов по всему Петербургу и России, в том числе и в госструктуры, заявил, что оборудование на базе «Эльбруса» можно считать заведомо устаревшим.
– Я читал год назад про наш ПК, созданный на этом «Эльбрусе», и он был на уровне процессора Intel Core 2 Duo шестилетней давности. Корпорация Intel вкладывает в R&D (исследования и разработку) 3 – 4 млрд долларов в год, и достигнуть их результатов в перспективе невозможно никому. Импортозамещение это патриотично, но это в чистом виде какие-то политические решения, которые с коммерчески оправданными ничего общего не имеют, – отметил он. – А на «Эльбрус» сумасшедших нет: госструктуры покупают всё, что сделано на Intel, и ничего с этим не сделать.
Один из разработчиков дорожной карты «Сейфнет», глава объединения ИТ-компаний «Руссофт» Валентин Макаров заступился за своё детище: да, дорого, но зато всё своё и условные американцы не угонят российские беспилотные машины, которых, к слову, тоже еще нет.
– Последствия управления российскими автомобилями и энергетическими установками третьей стороной обойдутся в миллионы долларов, гораздо больше, чем стоит «Эльбрус», – заявил он. – Есть риски, которые озвучивались «Викиликсами» и Сноуденами (вероятно, речь идет о слежке со стороны Американского агентства безопасности (АНБ) за рядовыми гражданами) и которые нельзя не брать во внимание.
Отдельный тендер прошёл на закупку системы квантовой коммуникации на боковых частотах, стоимостью 24 млн рублей – по 8 млн за каждый из 3 комплектов оборудования приёмник-передатчик. Аналогичную технику еще в 2015 году купил Казанский квантовый центр. Там учеными используется сразу 5 комплектов подобных систем, и уже два года они пытаются создать ни много ни мало городской квантовый интернет в Казани, а дальше покрыть им и весь Татарстан. При этом, как рассказали «Фонтанке» в центре, закупленное в Петербурге и в Казани оборудование до сих пор не сертифицировано и работает не всегда стабильно.
– Петербургское оборудование на боковых частотах разработки ИТМО мы планируем сертифицировать через два года. Пока оно идет на уровне лабораторного, а не фабричного. Может нестабильно работать и всё такое, – отметил в разговоре с «Фонтанкой» директор Казанского квантового центра КНИТУ-КАИ Сергей Моисеев.
Итого вместе с разработкой ИТМО оснащение трех узлов «Сейфнета» в Северной столице обошлось более чем в 60 млн рублей. Проект финансирует правительство Санкт-Петербурга.
Валентин Макаров отметил, что это только начало. Дальше проект, как он ожидает, будет финансироваться различными фондами, возможно Минпромторгом, но в первую очередь — заказчиками, которые будут арендовать его уникальные мощности для своих разработок:
– Есть часть клиентов, которые готовы сейчас обращаться к российскому оборудованию, потому что оно является альтернативой для иностранных действующих систем, которые имеют явную возможность контроля третьей стороной.
И он уверен, уже через несколько лет Россия может получить до 40% мирового рынка защищенных систем.
– Мы могли бы вывести на мировой рынок систему с недоверенной средой (на процессорах Intel и другом иностранном оборудовании), но у нас никто её никто не купит — из-за санкций и геополитической ерунды. Поэтому нам логичнее сделать систему на своей доверенной среде и выйти через 3 – 4 года на рынок развивающихся стран с соответствующей компонентной базой. Это будет альтернативная среда, которую от нас ждут 40% мирового рынка, – заверил «Фонтанку» Макаров.
По его словам, монтаж оборудования в центре завершится в 2017 году, а сам «Сейфнет» откроет свои двери в марте следующего года. Самые заинтересованные структуры в суперзащищенной связи – госкорпорации, имеющие множество секретов ведомства и, конечно, ФСБ. Они же первые в очереди на потенциальный квантовый телефон, который когда-нибудь и если будет создан в Петербурге. Тем, чья жизнь не соткана из секретов государственной важности, разумнее надеяться на Китай.
Илья Казаков, Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»