Власти Петербурга получили иск о компенсации за разрушенную спецназом ФСБ квартиру. Госбезопасность отказалась платить за последствия штурма, ведь заниматься бумажной волокитой сподручнее чиновникам.
Дело петербурженки против государственной власти рассмотрит Смольнинский суд. Квартиру Ольги Ильиной ФСБ штурмовала для ликвидации возможных участников бандформирования. Для операции был выбран многоэтажный жилой дом. Организатор спецоперации в ответ на просьбу Ильиной выплатить 326 тысяч за повреждения указал направление: Смольный.
Спецоперация по задержанию предполагаемых участников бандформирования прошла в Петербурге утром 17 августа 2016-го. На Ленинском проспекте, 92, корпус 3, Федеральная служба безопасности штурмовала квартиру на десятом этаже. Все находившиеся в ней (то ли трое, то ли четверо) были убиты. Квартиру им сдавала петербурженка Ольга Ильина.
«На их лбах не было написано «террорист», внешне приличные жильцы», – объясняла она.
ФСБ ушла, а последствия остались. По словам Ильиной, квартира и находившиеся в ней предметы были почти целиком уничтожены. Эксперты оценили стоимость восстановительного ремонта в 325 тысяч 967 рублей.
Дом находится в управлении компании «Строитель». Ее специалисты составили первичные акты осмотра сразу после штурма, выдали на руки владельцам. Ольга Ильина обратилась за повторным актом, с указанием необходимых работ для восстановления квартиры.
По смыслу постановления правительства № 110 от 15 февраля 2014 года, которое регулирует правила компенсационных выплат гражданам, чье имущество пострадало в результате пресечения теракта в результате правомерных действий (а штурм ФСБ в жилом доме был признан правомерным), от самих граждан достаточно подтверждения ущерба. Все остальное – головная боль государства.
Связанные с пресечением терактов риски несет федеральный бюджет, связующим звеном между гражданином и казной могут являться федеральный орган исполнительной власти (ФСБ) или власть субъекта РФ (правительство Петербурга). Они отправляют заявку в правительство на выделение ассигнований.
Ильина начала со Смольного. Но ее письмо правительство переадресовало в администрацию Красносельского района. Замглавы Андрей Красносельских после консультаций с местным отделом ФСБ отправил женщину в УФСБ Петербурга и области.
Ильина пошла на Литейный, 4. Ее выслушали и вроде даже пробежали глазами по 88-страничному отчету о повреждениях квартиры. И ответили за подписью замначальника УФСБ Александра Вострякова. Полковник вспомнил 110-е постановление правительства, признал, что ассигнования для покрытия расходов по возмещению имущественного ущерба выделяются как ФСБ, так и субъекту Федерации, и заключил:
«Для возмещения ущерба вам следует обратиться в администрацию Санкт-Петербурга».
Ильина обратилась в Красносельский суд с иском, в котором доступным языком описала роль шарика для пинг-понга, и призвала в ответчики Смольный, райадминистрацию и Минфин, который несет финансовое бремя за действия ФСБ. Красносельский суд сделал вывод, что последствия штурма – точно не история локального масштаба, исключил райадминистрацию и передал иск по подсудности в Смольнинский. В ноябре 2017 года материалы поступили судье Татьяне Матусяк, дату рассмотрения она еще не назначила. На процесс вызовут представителей Смольного и ФСБ, которые наверняка подискутируют о том, кто должен делать черновую работу и вступать в переписку с правительством.
О сложностях тяжбы граждан с государством после случайной встречи с ФСБ Ольге Ильиной может рассказать петербургский адвокат Александр Александров. У него при обыске следователь госбезопасности Васильев украл 3 млн рублей. Адвокат подал иск к УФСБ и следователю, так как деньги Васильевым похищались при исполнении. Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в январе 2017-го признал ответчиком только следователя, полагая, что кража наличности не входит в служебные обязанности сотрудника ФСБ. Но иную точку зрения отстаивает Ленинградский окружной военный суд. В мае он отменил взыскание с Васильева, посчитав, что контрразведка является надлежащим ответчиком и вред должен быть возмещен за счет казны. Новый иск Александровым еще не подан.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»