Сейчас

-5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-5˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -8

1 м/с, с-в

746мм

91%

Подробнее

Пробки

2/10

Сметёт ли Ангелу Меркель «ураган над «ямайкой»

1115
ПоделитьсяПоделиться

Германия через восемь недель после выборов неожиданно оказалась в политическом кризисе. Немецкая пресса пишет о «начале конца» Ангелы Меркель. Что происходит в самой стабильной и процветающей стране Евросоюза – выясняла «Фонтанка».

В ночь на понедельник выяснилось, что три немецкие партии, которые должны были формировать правительство ФРГ, договориться не смогли. Из так называемой коалиции «ямайка» выпал жёлтый цвет – Свободная демократическая партия. Без неё Германию пугают либо парламентом, не способным принять ни одного решения, либо повторными выборами – и тогда эта «шарманка» может пойти по новому кругу.

«Как эти партии собираются доверять будущему правительству, если они уже сейчас не доверяют друг другу?» – спрашивал депутатов бундестага кто-то из журналистов, ожидавших решения по будущей правящей коалиции.

Напомним, что вскоре после выборов 24 сентября три партии, Христианско-демократический союз (ХДС) Ангелы Меркель, Свободная демократическая партия (СвДП) и «Зелёные», объявили о планах создать коалицию. Её окрестили «ямайкой»: «фирменные» цвета этих партий, чёрный, жёлтый и зелёный, складывались в ямайский флаг. В таком составе коалиция имела бы 52 процента голосов в парламенте, что играло бы понятную роль при принятии всех решений, а главное – при выборе канцлера и формировании правительства.

Партии, выразившие готовность войти в коалицию, имеют серьёзные расхождения в программах. С самого начала было понятно, что притирка будет долгой и непростой. Вскоре после выборов они начали переговоры о сближении позиций. Их завершения и объявления о создании коалиции ждали в воскресенье в Берлине. Но дело шло к полуночи, а результатов не было.

В первом часу ночи к журналистам вышел глава СвДП Кристиан Линднер: переговоры, объявил он, провалились. «Нам не удалось найти общее представление о модернизации нашей страны и общую основу для доверия, – сказал Линднер. – После недельных переговоров есть только бумага с бесчисленными противоречиями, открытыми вопросами и противоречивыми целями». Иначе говоря, сложилась ситуация, когда выбирать канцлера и создавать правительство в Германии некому. В немецких газетах это назвали «ураганом над Ямайкой».

Без «жёлтых» флаг Ямайки превращается в чёрно-зелёную символику анархистов. Собственно, Линднер так и завершил выступление: «Лучше не управлять страной вовсе, чем управлять плохо». Этот лозунг лидера либералов теперь красуется на их сайте как партийный слоган.

– Это ситуация уникальная и для немцев непривычная, – комментирует кризис ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН, германист Александр Кокеев. – Это очень и очень неожиданно. Всё-таки немцы при любых проблемах договариваться умеют. Было ожидаемо, что эти переговоры займут много времени, но предполагалось, что закончатся всё-таки успешно.

Поступок Линднера в немецкой прессе называют абсурдным. СвПД на прошедших выборах вернула себе места в парламенте и сейчас находится на подъёме. В течение последних недель Линднер не раз повторял, что предполагаемые члены коалиции продвигаются к компромиссу. Считалось, что если с чьей стороны и возникнут проблемы, так, скорее, от «Зелёных». Они стояли на самых непримиримых позициях в вопросах экологии и миграции, а либералы и партия Ангелы Меркель казались если не близкими, то вполне договороспособными.

– «Зелёные» долго не могли договориться по климату с СвПД, они требовали ухода Германии из угольной энергетики и закрытия сразу 20 станций, – рассказывает Александр Кокеев. – Но либералы в последнее время говорили, что даже тут готовы к компромиссу. Были расхождения по беженцам, но Линднер уверял, что они сняты.

Противоречием, по которому стороны так и не смогли договориться, называют тему беженцев. Как объясняет директор берлинского Института проблем миграции, социолог Ольга Гулина, даже не беженцев вообще, а очень конкретно: вопрос о воссоединении семей.

– После начала миграционного кризиса 2015 года Германия ввела правило: принимать всех, кто добрался до Европы из стран, признанных опасными, – рассказывает Ольга Гулина. – Но было заморожено право на воссоединение с семьёй, сначала требовалось «переработать» тех, кто уже прибыл. Теперь встал вопрос о том, чтобы это право и не размораживать.

Даже внутри партии Меркель, по словам социолога, нет согласия: мюнхенское представительство христианских демократов хочет не только сохранить ограничение, но ещё и ввести квоту на приём мигрантов – 200 тысяч человек в год. «Зелёные» выступают за то, чтобы принимать всех, без всяких квот, разрешая воссоединение семей. Либералы во главе с Линднером предлагают ужесточить миграционную политику: отдавать предпочтение квалифицированным рабочим и тем, кто показал стремление интегрироваться, кто принимает законы и культуру Германии. Всё это описано в заявлении Линднера на сайте партии. Видимо, эти расхождения и стали фатальными для коалиции. Хотя на публику лидер СвПД уверял, что прежние противоречия урегулированы.

Этот кризис называют самым крупным в ФРГ со времён Второй мировой войны. Дальше возможны три варианта развития событий в Германии. Первый и самый желательный – стороны всё-таки договорятся и создадут коалицию большинства. В понедельник Ангела Меркель беседовала с федеральным президентом Штайнмайером, позже тот призвал партии к возобновлению переговоров.

«Стороны взяли на себя ответственность за Германию на выборах 24 сентября, – сказал Штайнмайер. – Эта ответственность выходит далеко за рамки собственных партийных интересов и, в частности, относится не только к избирателям конкретной партии. Это тот момент, когда все должны ещё раз пересмотреть свои отношения. Все политические партии, избранные в бундестаг, служат общему благу, служат нашей стране. Я ожидаю, что все стороны готовы к переговорам, чтобы сформировать правительство в обозримом будущем».

К этому же, по словам Александра Кокеева, призвал партии и Союз немецкой индустрии: он напомнил, что политический кризис, устроенный партиями, наносит удар по экономике Германии. Впрочем, другие комментаторы в немецкой прессе напоминают, что, каким бы ни был политический хаос, экономическое положение Германии остаётся прекрасным.

– То есть каким бы ни был в Германии политический кризис, в экономике там всё отлично, – подытоживает Александр Кокеев.

Второй путь – «большая коалиция» по примеру прежнего созыва. Тогда в союзе с ХДС работала Социал-демократическая партия (СДПГ). Но после выборов она отказалась от сотрудничества, чтобы в качестве крупнейшей оппозиционной партии претендовать, как полагается по немецким законам, на посты в правительстве. Как уже писала «Фонтанка», политологи объясняли такой манёвр прежнего партнёра Ангелы Меркель тем, что без него крупнейшей оппозиционной партией стала бы ультраправая «Альтернатива для Германии», а с ней никто договариваться не хочет. Казалось бы, теперь самое время главе СДПГ Мартину Шульцу подставить Ангеле Меркель плечо и вернуться к союзу двух крупнейших фракций. Вместе у них было бы 53 процента, им не нужен был бы третий. Но за последние сутки Шульц успел несколько раз повторить, что этому не бывать.

– Шульц объясняет это тем, что участие в коалиции с ХДС обернулось для его партии потерей избирателей, – объясняет Александр Кокеев. – В оппозиции СДПГ может защищать ещё более социальную, чем у Меркель, программу и на этом получить шанс возродиться.

Третий путь – создание коалиции меньшинства: объединения, у которого не будет в парламенте больше половины голосов. Поскольку самые серьёзные противоречия между либералами и «Зелёными», союз могут заключить ХДС и СвПД. Вместе они наберут 44 процента голосов. Или – ХДС и «Зелёные», тогда меньшинство будет ещё меньше – 42 процента. Этот вариант все считают малоприемлемым. «Такие правительства нестабильны, потому что каждый раз заново надо добиваться большинства», – сказала заместитель председатель ХДС Юлия Клёкнер. Кроме того, «Зелёные» уже заявили, что не хотят членствовать в коалиции меньшинства.

И наконец, четвёртый вариант – повторные выборы. Но не сразу. Сначала бундестаг должен выбрать канцлера. Кандидатур может быть сколько угодно, побеждает тот, кто наберёт абсолютное большинство голосов. Если не наберёт никто – процедура повторяется через неделю. Если и со второй попытки канцлер не будет избран, в третьей побеждает тот, кто наберёт простое большинство. Федеральный президент может утвердить фигуру нового канцлера, а может распустить бундестаг и назначить новые выборы. Лидеры СДПГ и «Зелёных» уже объявили, что готовы, скорее, к такому развитию событий, а не к переговорам.

– Такая ситуация сложилась в Германии впервые – и это «впервые» по всем направлениям, – замечает Александр Кокеев. – Если состоятся повторные выборы – это впервые. Если будет создана коалиция меньшинства – это тоже впервые в Германии.

Однако повторные выборы, по мнению германиста, ситуацию не исправят, а лишь затянут: по всем прогнозам результаты голосования будут практически такими же, то есть договариваться придётся тем же участникам.

– Если будут перевыборы, то партия Меркель, возможно, не укрепится, а несколько ослабеет, – передаёт Александр Кокеев комментарии немецких политологов. – Социал-демократов тоже не ждёт рост. Потерять может и СвДП: её накажут за эту выходку, немцам она не понравилась. Немцы считают, что договариваться надо. Все предсказывают укрепление только «Альтернативе для Германии». Сейчас её популярность упала по сравнению с сентябрём, а выборы могут поднять.

Кроме того, добавляет германист, есть вероятность, что в случае перевыборов ХДС больше не выдвинет канцлером Ангелу Меркель. Поэтому немецкая пресса называет этот кризис «началом конца» фрау канцлерин после её 12-летнего правления. Лидер СДПГ Шульц, видимо, претендует на пост канцлера, и этим может объясняться его непримиримость по поводу «большой коалиции» и стремление к повторным выборам.

В понедельник Ангела Меркель и лидер баварских христианских демократов Хорст Зеехофер дали совместную пресс-конференцию. Они отметили, что соглашение о коалиции было «вполне досягаемо». Меркель пообещала «сделать всё, чтобы сохранить страну в эти трудные недели».

Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close