Петербургские владельцы электромобилей, подпитывающие свои агрегаты в паркингах и на автостоянках, преступают закон. Штрафы за это предусмотрены серьезные, а всё из-за какой-то «Ж».
Электрозаправки в торговых центрах «МЕГА Парнас», «МЕГА Дыбенко», «Галерея» и даже самая первая из них – в аэропорту Пулково – имеют сложные отношения с действующей редакцией противопожарных правил. С одной стороны, их организатор, «Ленэнерго», уверяет, что у них всё по закону, а с другой – в МЧС отвечают, что это они просто не всё проверяли. В ситуацию уже вмешался премьер-министр.
На следующей неделе, 28 ноября, вступят в силу изменения в действующие правила противопожарного режима. Согласно постановлению правительства, подписанному Дмитрием Медведевым, изменению подвергнется только один короткий подпункт «Ж» в 289-м пункте правил, который регламентирует, что категорически нельзя делать «в помещениях, под навесами, и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта», а в частности «нельзя подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах».
В подпункте заменят формулировку, добавив фразу «за исключением тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы». Но, как говорят в МЧС, до момента вступления в силу новой редакции никаких скидок нет: «заправка» на автостоянке – это нарушение. За это предусмотрены суровые штрафы: от 1000 – 1500 рублей для физических лиц и до 200 тысяч рублей – для юридических.
Официально действующих в Петербурге электрозарядок около 20 штук, причем 15 из них построило «Ленэнерго». Но даже первая открытая в городе электрозаправка (в аэропорту Пулково в 2014 году) находится на территории парковки – под крышей. А есть еще станции на территории стоянок торговых центров — в «Галерее», «МЕГА Дыбенко» и в «МЕГА Парнас».
В торговых центрах и в аэропорту на запрос «Водителя Петербурга» ответить насчет законности своих зарядок не смогли, а в «Ленэнерго» начали защищаться.
– Электрозарядные станции, установленные в «МЕГА Дыбенко», «МЕГА Парнас» и в Пулково, размещены на паркингах, относящихся к числу открытых. В ТЦ «Галерея» станция является объектом техприсоединения заявителя. Так что по нам нарушений нет, – заявили в пресс-службе «Ленэнерго». И добавили, что никаких проблем с контролирующими органами тоже нет.
Правда, как и написано в вышеуказанном пункте закона, заряжать электромобили пока нельзя и на открытых площадках для хранения. А в МЧС по Петербургу «Водителю Петербурга» пояснили, что обязательно бы выявили нарушения, вот только сами электрозаправки они не видели: Пулково они еще не проверяли, а в «Галерею» заходили до того, как она там появилась.
– С момента вступления в силу вышеуказанных изменений в ППР зарядка аккумуляторных батарей электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы, непосредственно в помещениях автостоянок не будет противоречить положениям Правил противопожарного режима, – заверили в ведомстве.
Кроме того, как уточнили в МЧС, организаторы таких комплексов, согласно «Федеральному закону о пожарной безопасности» и действующим правилам, не обязаны согласовывать с ведомством их размещение и постройку.
Меняя правила, в правительстве рассчитывают на увеличение популярности электротранспорта и рост размеров его инфраструктуры. С 1 ноября 2016 года элетрозаправки даже включили в перечень обязательного оборудования для АЗС. У «Ленэнерго» на этот счет большие планы.
– В мае 2017 года «Ленэнерго» презентовало сеть из 15 электрозаправочных станций. На основании мнений потребителей, четыре из них будут в ближайшее время перенесены на новые места, – заявили в компании. Кроме того, до конца 2017 года планируется запустить еще 16 зарядных станций. В 2018 году «Ленэнерго» откроет для публичного пользования не менее 20 заправок, а также заправки для электрокаров будут установлены на трассе «Скандинавия» (на АЗС разных брендов), затем аналогичный проект планируется реализовать на автодороге Санкт-Петербург – Москва.
Развитие в сторону Европы и Москвы вполне логично — владельцев электромобилей, по данным «Автостата», в Санкт-Петербурге всего 47 человек, а вместе с гибридами около 100. Всего по стране – 750 подобных дорогих машин (41% – это Москва и Московская область), и о массовости спроса говорить пока не приходится. «Ленэнерго» даже не берет плату за заправку на своих комплексах.
Однако, как ранее говорила «Водителю Петербурга» генеральный директор ООО «АудитЭнерго Групп» Ия Гордеева, от государства нужны дополнительные меры стимулирования покупки электромобилей, кроме легализации законодательства.
– Нужна разработка знака для электротранспорта, который бы нам позволял останавливаться и парковаться для зарядки. Даже если мы поставим зарядок много, то места для парковки больше не проявится. И все эти усилия по финансированию развития инфраструктуры окажутся пустыми, – отметила она. – Надо стимулировать госструктуры закупать электротранспорт. Например, 10% транспорта перевести на электромобили. Но опять таки возникает вопрос: когда были переговоры с чиновниками, они сказали, что у них все машины должны быть российской сборки. Российской сборки у нас только LADA, и это такой вариант, на который чиновник не особо хочет садиться.