Половина театральных касс в вестибюлях метро Петербурга прекратила работу. В Дирекции театрально-зрелищных касс «официальной информации не имеют».
Одновременно закрылись 38 театральных касс под брендом ДТЗК, в основном на станциях метро и в крупных торговых комплексах. На сайте билетного оператора – скупая ссылка на «технические причины». Но эта история больше похожа на передел билетного рынка после того, как правоохранители проявили интерес к схеме вывода денег из городской компании.
Акцию Дирекции театрально-зрелищных касс «Черная пятница – белый четверг» 23 ноября со скидками до 50 процентов на театральные билеты постиг конфуз. Почти в сорока кассах компаний-партнеров ДТЗК воспользоваться скидками не получилось, как не получилось и приобрести билеты без скидок. Эти кассы, расположенные в самых удачных местах, в вестибюлях станций метро и гипермаркетах, не работают до сих пор.
На сайте ДТЗК появилось объявление: «По техническим причинам выкуп заказов и оплата билетов подарочными картами в кассах-партнёрах временно не осуществляется. Сеть театральных касс ООО «ДТЗК» работает в обычном режиме. Ждем вас в наших кассах! Приятных покупок!».
Полностью «своих» касс у ДТЗК – 60. Касс предприятий-партнеров – 38, около 40 процентов от общего количества. Мы позвонили в пресс-службу ДТЗК с вопросом о причинах сбоя. Нам ответили:
«Официальной информации у нас нет о том, что кассы перестали работать. Эти точки продаж принадлежат ООО «Театральная касса», нам не подчиняющемуся.
Почему бы вам не позвонить Евгению Финкельштейну и не спросить?».
А при чем здесь Финкельштейн?
Формально и официально – ни при чем. Но надо вспомнить историю Дирекции театрально-зрелищных касс, которую «Фонтанка» рассказала в феврале 2017 года.
Когда-то у ДТЗК было около сотни собственных касс и оригинальное программное обеспечение, позволяющее продавать билеты при сотрудничестве почти со всеми петербургскими театрами и другими зрелищными площадками. Постепенно доходы от деятельности ДТЗК стали уходить из компании.
Так, права на программное обеспечение UNITICKET, которое разрабатывалось, как мы установили, сотрудниками ДТЗК, оказались у частной компании «Сервис Юнион» (собственник которой тесно связан с директором ДТЗК Сергеем Назаровым), и за него в пользу этой компании выплачивается ежегодно по 20 миллионов рублей.
Собственные точки продаж ДТЗК теряла, билеты на основании агентских договоров стали распространяться через несколько ООО – «Театральная касса», «Проект театральная касса» и «Билетер», контролируемых, как мы предположили, Евгением Финкельштейном. Участниками этих компаний выступали также родственники директора ГУП ФСО «АТЭКС» Андрея Каминова и заместитель директора ДТЗК Мишуков.
Основную роль в триаде играло, видимо, ООО «Театральная касса» – именно оно в 2010 году выиграло у ДТЗК конкурс метрополитена на право аренды торговых площадей и заняло несколько десятков площадок. Эти кассы продолжили работать под брендом ДТЗК, но прибыль пошла в другую сторону.
«Билетер» не отвечает «Кассиру»
В 2017 году идиллия закончилась. Как известно редакции, правоохранительные органы после февральской статьи «Фонтанки» потревожили ДТЗК запросами. Специалисты изучали, кто именно является автором программного обеспечения, за пользование которым платятся миллионы, и куда эти миллионы уходят. Результаты проверок нам пока не известны.
Андрей Каминов, если и интересовался ранее билетным рынком Петербурга, после своего ареста по подозрению в участии в преступном сообществе вряд ли может влиять на ситуацию.
Сергей Назаров с Евгением Финкельштейном, насколько известно "Фонтанке", разошелся во мнении по деятельности касс в ноябре.
Единственным участником ООО «Театральная касса» является Валентина Романова – как она объясняла «Фонтанке», «представляя» Евгения Финкельштейна. Генеральным директором компании был Андрей Кирсанов, а с 21 ноября его сменила Алла Фомина. По данным СПАРК, она же – руководитель ООО «Кассир.ру Санкт-Петербург», принадлежащего Евгению Финкельштейну.
23 ноября кассы перестали работать.
Андрей Кирсанов в разговоре с «Фонтанкой» подтвердил, что он действительно был смещен со своего поста решением собственника, при этом сам он с 13 ноября находится на больничном. Комментировать причины «технического сбоя», произошедшего в его отсутствие, Кирсанов посчитал некорректным: «Финкельштейн поставил своего директора в «Театральную кассу». Насколько мне доступна информация, там наступила какая-то несогласованность в программном обеспечении. Объективные факторы послужили причиной или это надуманная ситуация – мне неизвестно».
Евгений Финкельштейн, который ранее не афишировал своё сотрудничество с ДТЗК, не стал скрывать своего участия в конфликте:
– С ДТЗК никто отношения не разрывал. Это ДТЗК разорвала отношения. Единственное, что было сделано с нашей стороны, – заменен генеральный директор. В ответ на это ДТЗК в одностороннем порядке разорвала отношения и не отвечает теперь на телефонные звонки.
– Будете ставить в кассы программное обеспечение «Кассир.ру»?
– Мы надеемся восстановить отношения с ДТЗК. Мы не понимаем, почему людей оставили без работы. У нас разный контент, мы не планировали разрывать отношения с ДТЗК.
Воспользовавшись случаем, мы попросили Евгения Финкельштейна прокомментировать слухи о возможной продаже «Кассир.ру» «Яндексу». Ответ был короткий: «Это бред. Все эти слухи распускает ДТЗК».
Комитет по культуре взвешивает
Раз Дирекция театрально-зрелищных касс не признается в причинах блокировки работы бывших своих, а ныне «партнерских» касс, «Фонтанка» обратилась в комитет по культуре, которому подведомственно ООО «ДТЗК», на сто процентов принадлежащее городу Санкт-Петербургу. В комитете, оговорившись, что слышали о проблеме, свою точку зрения на ситуацию не прояснили: «Взвешенные комментарии только по письменному запросу».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»