«Экострою» бросил вызов частный «Экосервис». За год битвы вдвоем одолели только 64 тонны батареек и, если верить официальному слогану, спасли четыре процента ежа.
Городская администрация дала указание районам установить в каждом не менее 50 экобоксов для сбора батареек и ртутосодержащих лампочек. Инвестор — частная компания. Между тем в городе уже есть специализированные пункты, 35 млн в год на них осваивает комитет по природопользованию. Чиновники не собираются включать повышенные тарифы на вывоз мусора в квитанции, а лишних денег у жилкомсервисов нет. Призыв спасти ежика, не выбрасывая батарейку в урну, действует лишь на каждого 25-го петербуржца, однако все может измениться через год.
О проблемах установки экобоксов заговорили 29 ноября на заседании городского штаба благоустройства. Время не случайно: прошел практически год с тех пор, как профильный Всероссийский природоохранный проект запустили в Петербурге. Приурочили, само собой, к Году экологии, поддержку оказывает Совет Федерации. Суть в том, чтобы установить специальные контейнеры для батареек, энергосберегающих ламп и ртутосодержащих приборов, отслуживших свое. Начали с Москвы, продолжили в Петербурге. Как рассказали в комитете по благоустройству, на данный момент установлено 276 контейнеров: лидируют Московский (70), Кировский (56), Петроградский (50) районы, Фрунзенский и Курортный не могут похвастаться ни одним.
В Петербурге проект реализует ООО «Экологический сервис — Санкт-Петербург» («Экосервис — СПб»). Согласно СПАРК, в равных долях оно принадлежит Денису Гостеву и Андрею Масликову. Гостев является также партнером Александра Ситникова, который владеет ООО «Фортуна» вместе с Владимиром Селегенем, родственником спикера Законодательного собрания Вячеслава Макарова.
Коммерческий директор «Экосервис – СПб» Александр Томилин рассказывает, что, по расчетам компании, один экобокс должен приходиться хотя бы на тысячу человек. Это значит, что в Московском районе должно быть не 70 контейнеров, а 340. Судя по всему, в Смольном понимают утопичность этой идеи: к 1 февраля районам предписано поставить хотя бы по 50 штук. Представители Комблага пытались воздействовать на ответственных цифрами: одна батарейка, упав в землю, принесет много вреда, отравив 20 квадратных метров земли, а в воде испортит порядка 400 литров. В обычных мусорных баках нет и не может быть специальной полочки, по которой лампочки будут скатываться вниз, не разбиваясь. А бой только одной из них высвобождает до 2 мг ртутных паров.
С известным экологическом лозунгом «Сдай батарейку — спаси ежика» районы не спорят. Они не понимают, откуда берутся расценки. Контейнер КМ-2-2 рассчитан на 30 кг батареек, 350 светодиодных ламп, несколько ртутных термометров. За однократный вывоз бокса, а это надо делать дважды в месяц, «Экосервис — СПб» просит 5 тысяч рублей. Одно дело, когда платит компания, размещающая бокс у своей торговой или производственной площадки: «Экосервис — СПб» работает с «Газпромнефтью», НПО «Волна», магазинами «К-Раута» и другими предприятиями. Другое дело, управляющие компании и жилкомсервисы. Платить готовы не все. Жилкомсервис № 3 Московского района, по словам инвестора, отказался от боксов после нескольких месяцев тестовой эксплуатации, которую оплачивала сама компания. Те, кто не отказывался официально, зачастую платят из рук вон плохо.
Есть и обратные примеры: ЖКС № 1 Центрального района, напротив, нарастил число контейнеров с 3 до 7 и регулярно оплачивает вывоз заполненных боксов. Похоже, от хорошей жизни. Глава жилкмосервиса Олег Захаров пояснил «Фонтанке», что контейнеры опустошают по мере необходимости, а ставят их у домов, где по оплате жилищных услуг возникают излишки. Их в любом случае надо направить на общедомовые нужды — в том числе на экобоксы. Сопоставление несложное: ЖКС № 3 Московского района получил убыток в 7,6 млн рублей по итогам 2016 года, ЖКС № 1 Центрального заработал 889 тысяч.
Тариф в 5 тысяч и правда относительно невелик на первый взгляд: 500 человек могут скинуться по 20 рублей в месяц и обеспечить двукратный вывоз экобокса без особого ущерба для себя. По расчетам «Экосервис — СПб», на опасные отходы уйдет 4 – 5% от того, что сейчас жильцы платят за вывоз мусора. При нынешнем тарифе в 4,80 рубля выходит, что на лампочки и батарейки будет приходиться порядка 25 копеек с квадратного метра.
Однако вопрос справедливой цены никто не отменял. «По мнению комитета по тарифам, это должно стоить не более тысячи», – говорит замглавы «отстающего» Фрунзенского района Олег Фадеенко. В самом ведомстве уточняют, что компания так и не предоставила расчета стоимости своих услуг. Ориентироваться исключительно на заявления инвестора в ведомстве не могут, вписывать новую строчку в квитанцию — тоже.
«Мы знаем, откуда эта цифра в тысячу, могу даже точнее сказать — 960 рублей, – говорит Александр Томилин. – Она высчитана из аналогичного контракта, который заключается на год с «Экостроем». Он включает много услуг, и методом какого-то перерасчета оттуда вычленили эти 960 рублей. Но вы поймите: один контейнер стоит не менее 25 тысяч рублей, мы ставим их за свой счет, ремонтируем, у нас их ломают, воруют. Фактически управляющая компания платит только за утилизацию. Все остальное — наша ответственность».
Лампочки «Экосервис — СПб» изначально вез на завод «Меркурий» в Рыбацком проезде. Что касается батареек, то до недавнего времени их можно было отправлять только в челябинский «Мегаполисресурс», где был полный цикл переработки. Именно туда возит «Экострой». Частный инвестор пошел другим путем: дождался, пока «Меркурий» в начале октября получил лицензию также и на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию химических источников тока. Как раз уложились в те 11 месяцев, которые по закону можно накапливать батарейки. Утилизация килограмма на «Меркурии» обходится в сумму от 70,8 до 88,5 рубля в зависимости от объема партии.
Контракт по сбору опасных отходов на 35 млн с подведомственным ему «Экостроем» комитет по природопользованию подписал в феврале. Он включает 8 стационарных пунктов приема опасных отходов, 2 экомобиля, 210 экотерминалов приема, транспортировку, обработку, утилизацию, а также, разумеется, раздачу идеологически правильных листовок. Терминалы находятся на предприятиях, АЗС, у школ и нескольких жилых комплексов. Однако, по мнению инвестора, нынешняя система не дает горожанам без дополнительных усилий избавиться от этих отходов: человек не понесет батарейку далеко, а экомобили могут застрять в пробке или не найти место для парковки. Нужны именно боксы шаговой доступности.
Согласно 290-му постановлению правительства, организация сбора отходов I – IV классов опасности входит в минимальный перечень жилищных услуг, она уже включена в содержание общего имущества. У комитета по тарифам нет никаких оснований вписывать это отдельной строчкой в квитанцию. Проще говоря, если собственники сами решат, что появление экобокса им необходимо, они могут согласовать увеличение суммы, но утвержденных отдельно тарифов не существует.
Другая проблема, о которой говорил Фадеенко, предписания Роспотребнадзора, который говорит о необходимости устанавливать газонализаторы рядом с такими боксами и оборудовать их приборами индивидуальной защиты органов дыхания. Между тем Роспотребнадзор уточняет, что для КМ-2-2 нет специальных санитарных требований.
Глава комитета по тарифам Дмитрий Коптин напоминает, что в 2018 году должен быть определен единый региональный оператор по обращению с отходами. Именно он и будет заниматься вывозом всего накопленного в баках мусора, в том числе опасного. К части работ он сможет привлечь сторонние организации, а это значит, что в данный момент мы можем наблюдать борьбу за этот субподряд будущего. Судя по всему, пока эту борьбу выигрывает «Экострой». За год предприятие собрало порядка 60 тонн батареек, «Экосервис — СПб» – лишь 4 тонны. Впрочем, надо учитывать, что в общем количестве использованных батареек (порядка 1 700 тонн) совокупная доля двух игроков ничтожна - менее 4%. В основном опасные отходы продолжают выбрасывать в обычные ПУХТО и возить на полигоны.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»