Прекращение уголовного дела, возбужденного в декабре 2016 года в отношении НАО «Юлмарт» по статье 199 Уголовного кодекса – «Уклонение от уплаты налогов», может быть началом выхода из корпоративного конфликта. Само его появление было связано с давлением на совладельца компании Дмитрия Костыгина в контексте затянувшейся акционерной войны. Такое мнение высказал в интервью «Фонтанке» партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин, возглавляющий уголовно-правовую защиту корпорации.
По информации «Фонтанки», 1 декабря следователь Следственного комитета по Петербургу вынес постановление о прекращении уголовного дела, возбужденного в отношении неустановленных лиц из числа руководства НАО «Юлмарт» еще в конце декабря 2016 года по статье 199 УК РФ – «неуплата налогов». Не секрет, что данное уголовное дело было инициировано по результатам проверки налоговой службы Петербурга, которая выявила неуплату в сумме, чуть более 116 миллионов рублей. Ранее «Фонтанка» сообщала об этом.
В данном случае можно заметить, что изначально компания НАО «Юлмарт» занимала позицию, заключающуюся в том, что фирмой была перечислена даже большая, чем требуемая сумма. По данным «Фонтанки», данное уголовное дело прекращено в следствии установления факта устранения недоимки. Как стало известно «Фонтанке», в постановлении о прекращении уголовного дела есть фраза – «… устранение ущерба в полном объеме… ».
«С этим делом следствие разобралось. Но, очевидно, что целью инициаторов этого уголовного преследования – активных участников и сторонников акционерного конфликта, поддерживающих инвесткомпанию А1 и акционера «Юлмарт» Михаила Васинкевича, – являлось внесение напряженности в нормальную работу крупной петербургской компании, и попытка напугать «уголовно-правовыми рисками» несговорчивых оппонентов затянувшейся корпоративной войны», – утверждает в разговоре с «Фонтанкой» адвокат Алексей Добрынин.
Чтобы понять истоки сегодняшних событий, необходимо вспомнить, что причиной финансовых проблем ретейлера изначально стал конфликт между акционерами. В конце 2015 года совладельцы Дмитрий Костыгин и гражданин США Август Мейер хотели, несмотря на экономический кризис, вкладывать деньги в развитие, а их компаньон Михаил Васинкевич выступил за сворачивание экспансии. После обмена исками Васинкевич призвал на помощь «А1» – юридический «спецназ» могучей «Альфа-Групп». Войдя в совет директоров «Юлмарта», «А1» заблокировала принятие стратегических решений в компании. Следом на юрлица компании посыпались банкротные иски. Впрочем, инициаторы банкротства – Олег Морозов и Балтийская электронная площадка – не скрывали, что переуступил им долг сам Дмитрий Костыгин.
Заодно Алексей Добрынин напомнил, что дело о якобы уклонении компании «Юлмарт» от уплаты налогов длилось около года, а его возбуждению предшествовала выездная налоговая проверка, по начислениям которой, впоследствии, арбитражным судом были признаны недействительными более 60% предъявленных требований.
«Дело, возбужденное на очередном витке развития акционерного конфликта в «Юлмарте», подогреваемое деструктивной позицией акционера Михаила Васинкевича, привело к тому, что Следственному комитету пришлось целый год расследовать изначально бесперспективное дело по налогам», – отметил адвокат Добрынин.
Также Добрынин подчеркнул, что, несмотря на отсутствие какого-либо преступного деяния в действиях руководства «Юлмарта», в ходе расследования уголовного дела в отношении компании были проведены обыски в офисах и квартирах, допрошены несколько свидетелей. Более того, по его словам, никакого ущерба для бюджетов всех уровней не было, и не могло быть, поскольку задолго до возбуждения уголовного дела «Юлмарт» перечислял государству в счет уплаты налогов денежные средства с существенным профицитом.
Стоит напомнить, что в настоящий момент в копилке «Юлмарта» осталось последнее, пока не прекращенное уголовное дело, связанное с получением в Сбербанке кредита в 1 млрд рублей, которое, как сегодня полагает защита Костыгина, также может быть так или иначе связано с очередным витком конфликта акционеров, поскольку Сбербанк вольно или невольно, но фактически сработал в пользу одного из участников конфликта акционеров – известной инвестиционной компании А1.
«Последнее уголовное дело, возбужденное уже по заявлению Сбербанка по признакам ст.159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования), как нам кажется, стало следствием первого уже прекращенного уголовного дела. И мы уверены, что в обозримом будущем оно также будет прекращено так как там отсутствует не только состав, но и само событие преступления», – отмечает Добрынин, полагая, что объективность расследования, а также скрупулезность следователей должны вновь, привести их к очевидным выводам.
«Более того, акционеры Дмитрий Костыгин и Август Мейер продолжают поддерживать бизнес «Юлмарта», за последний год вложены около 4 млрд рублей собственных средств. Объем продаж «Юлмарта» по итогам трех кварталов 2017 года составил более 33 млрд рублей. Финансовое состояние компании позволяет обслуживать всю внешнюю долговую нагрузку, в случае ее разумной реструктуризации», – указал он, отметив также, что рассмотрение в арбитражном суде заявления о банкротстве в отношении компании существенно затрудняет единовременный возврат всей кредиторской задолженности перед Сбербанком.
В телефонном интервью «Фонтанке» в ответ на вопрос «как долго собираетесь воевать» адвокат Дмитрия Костыгина, ответил: «Мы уверены, что в обозримом будущем мы найдём взаимопонимание со Сбербанком и нормализуем отношения между нашим доверителем и уважаемым кредитным учреждением, точно также мы договоримся и с А1. Все должны понимать, что бизнес и деньги любят тишину, несмотря на то, что некоторые юристы обожают уголовно-правовые танковые атаки, поэтому мы все обречены договориться».
Напомним, что ранее бизнесмен Дмитрий Костыгин был задержан в ночь на 11 октября после обысков в своей квартире в Санкт-Петербурге. Дело было возбуждено по части 4 статьи 159.1 УК РФ – «Мошенничество в сфере кредитования». По мнению следствия, как председатель совета директоров НАО "Юлмарт" Костыгин предоставил Сбербанку неверные сведения о финансовом положении онлайн-ретейлера "Юлмарт" при открытии кредитной линии на 1 млрд рублей в апреле 2016 года. Смольнинский районный суд Петербурга поместил совладельца "Юлмарта" под домашний арест