Для первого маршрута «безрогих» троллейбусов с подыскали место, и это не Невский проспект. Несмотря на широко разрекламированную акцию «Чистое небо», в центре провода снимать еще не начинали, а закупки продолжают прибывать в город. На следующей неделе их отправят в Приморский район.
Как рассказали в комитете по транспорту, первый маршрут троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ) получит номер 23, его запустят 12 декабря. Он будет отправляться от метро «Комендантский проспект» по Гаккелевской улице на Богатырский проспект, до Шуваловского и обратно по Оптиков и Яхтенной. По даным «Фонтанки», на линию выпустят 12 машин. Раньше 23-й троллейбус ходил по прямой от метро «Старая Деревня» по Комендантскому проспекту до Шаврова. Теперь обитателям Приморского района выпадает честь стать первыми постоянными пассажирами нового для Петербурга вида общественного транспорта.
Комитет по транспорту объявил конкурс на закупку 105 троллейбусов с увеличенным автономным ходом в феврале 2017 года. В июне «Тролза-Маркет» получила контракт на 2,01 млрд рублей. При этом в поставку входили 80 машин модели «Мегаполис» самого энгельсского завода «Тролза» и 25 машин модели БКМ производства ОАО «Белкоммунмаш».
Субсидия со стороны федерального правительства позволила увеличить объем закупки до 115 троллейбусов. С полной загрузкой они могут проехать на аккумуляторе 7,5 км, в аварийном режиме — вдвое больше.
Сообщается, что 23-й маршрут укладывается в рекомендованное соотношение — 60% под проводами, 40% – своим ходом. И это выгодно отличает его от маршрута № 5, на котором технику тестировали ранее. «Фонтанка» уже писала о том, что из-за припаркованных сплошным рядом машин, троллейбус, пролетая через Невский с опущенными рогами, не мог подключиться к контакной сети при повороте на Малой Морской. Из-за этого приходилось преодолевать на аккумуляторе лишний километр, батареи не хватало.
Эти тесты вызвали противоречивую реакцию. Жители новых районов надеялись, что автономный транспорт запустят к ним, попутно сэкономив время и деньги на подвес проводов. А тут еще Смольный подлил масла в огонь. Глава Комтранса Александр Головин подтвердил, что 115 троллейбусов первой партии направят именно на Невский в рамках программы «Чистое небо». Проще говоря, речь шла о том, что под беспроводные машины специально снимут провода.
Согласно плану поставок, который указан в конкурсной документации, к 15 декабря в город должен был приехать уже 101 троллейбус. На деле «Горэлектротранс» принял на баланс лишь 35. Фактически выплачены 250 млн рублей, город выставляет пени за просрочку. Судя по данным сайта госзакупок, в сентябре и октябре предъявлено три претензии на общую сумму почти 30 млн рублей. Проблема, по словам собеседников «Фонтанки», в задержках поставок комплектующих. На тех троллейбусах, которые уже здесь, стоят батареи всех трех производителей, которые участвуют в производстве: «Drive Electro», «Энер Зэт» и дочка Роснано «Лиотех», которой досталась большая часть партии.
Вообще чиновники чего только ни говорили во время нулевых чтений бюджета-2018, запрашивая финансирование для своих комитетов. Вот и заявление Александра Головина выпало как раз на тот период. Получалось красиво: нормативная потребность Невского проспекта в троллейбусах, по словам опрошенных «Фонтанкой» экспертов, составляет около 140 машин. Комтранс оценил «Чистое небо» в 150-160. Поставка за счет городского бюджета — 105 штук. Разрыв надо покрывать: вот и появляется в заявке комитета доппотребность в размере 823 млн рублей — на закупку 40 троллейбусов. В итоге этих денег комитет не дождался. В бюджет записали цифру в 82 млн, считай четыре «безрогих». Стало понятно, что снять провода над проспектом означает выгнать с него треть троллейбусов, замещать их пришлось бы автобусами.
Тем не менее в комитете по транспорту утверждают, что не отказывались от программы «Чистое небо». «В планах по использованию новых троллейбусов рассматриваются и маршруты в центре города (то есть работа по проекту продолжается), и маршруты в зонах активной жилой застройки в других районах Петербурга», – говорят в ведомстве.
Эксперт МОО «Город и транспорт» Владимир Валдин называет запуск маршрута в Приморском районе красивым выходом из положения. «Понятно, что закупали эти троллейбусы специально под непродуманную программу «Чистое небо», но на фоне всеобщего возмущения решили как-то скорректировать планы, – говорит эксперт. – Но контракт уже заключен, так что машины надо использовать. Главное, чтобы не вышло, как в Туле, где дорогущие троллейбусы с УАХ в итоге возили воздух».
Назвать точно следующие маршруты, на которых будут работать троллейбусы с увеличенным автономным ходом, в Смольном затрудняются. Эксперты в свою очередь затрудняются вообще найти им полноценное применение. «Особых планов по экспансии социального транспорта у города я не вижу, – подчеркивает Валдин. – На намыве особо не поездишь по тем дорогам. Есть одно направление — продолжение Ленинского проспекта». Ранее «Фонтанка» писала, что пробитый «Пилоном» 2 года назад участок от проспекта Героев до Финского залива до сих пор не открыт. Соответственно, не подвешена контактная сеть, хотя раньше «Горэлектротранс» рассчитывал продлить сюда маршруты, которые разворачиваются на Героев. Что касается намыва, то в предприятии называли как вариант продление 9-го маршрута, который традиционно возит от Ординарной улицы до Морской набережной. Он был отменен из-за ремонта Тучкова моста, однако в ближайшее время должен быть восстановлен, так как переправа уже открыта.
В свою очередь, координатор «Городских проектов» в Петербурге Арсений Афиногенов более оптимистичен. «На данный момент Петербург закупил 115 троллейбусов, это около одной пятой от всего троллейбусного парка, считает он. – Этих троллейбусов более чем достаточно для продления маршрутов в новые районы и связывания троллейбусной сети (например, по Российскому проспекту). Вопрос дальнейшей закупки троллейбусов с длинным автономным ходом необходимо поднимать по результатам 2-3 лет эксплуатации текущей партии, а также под конкретные проекты дальнейшего продления троллейбусных маршрутов или замены автобусных маршрутов на троллейбусные». Программу «Чистое небо» в отношении линий связи, по мнению Афиногенова, надо продолжать. «В части снятия троллейбусных проводов его нужно прекратить, увтерждает эксперт. – В крайнем случае – перейти на более визуально незаметные провода из полимерных материалов, а также на более лёгкие и скоростные спецчасти, что позволит ускорить троллейбус на проспекте».
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»