Подрядчики петербургского Главного военно-строительного управления №3 мешают ему слиться с московским «большим братом» и отправиться без конкурса осваивать триллион по решению Шойгу и Путина.
В Западном военном округе создается единое мега-ФГУП, которое сможет без конкурсов получать работы на строительство и ремонт объектов специального назначения. Компания участников собралась как на подбор — многомиллиардные должники с исками о банкротстве с задолженностями более 232 млрд рублей.
12 строительных организаций Министерства обороны, осколки ушедшего в историю Спецстроя, вошли в список так называемых «единственных исполнителей». В 2018-2027 годах они займутся проектированием, строительством, капремонтом и реконструкцией объектов спецназначения по всей России – и без проведения конкурсных процедур.
Как пишет «Коммерсант», список организаций, предложенный министром Сергеем Шойгу, был одобрен Владимиром Путиным. И в их числе есть ГВСУ №14, которое сможет вести работы в Западном военном округе (напомним, он захватывает Северо-Западный, Центральный и частично Приволжский федеральные округа).
Перед утверждением списка «единственных», еще в августе, стартовал процесс реорганизации ГВСУ №14. К нему присоединяют четыре аналогичных управления из Москвы и одно, под №3, из Санкт-Петербурга.
Экономическая ситуация во всех этих структурах не простая — почти все они закончили 2016 год в минусе и не раз получали значительные иски о банкротстве от контрагентов. Например, головное ГВСУ №14 закончило прошлый год с убытком в 905 млн рублей. Его кредиторская задолженность за тот же период – 145 млрд рублей, а суммарно с присоединяемыми управлениями — более 232 млрд рублей.
В арбитражах есть целый ряд претензий контрагентов к ФГУПам по не исполненным обязательствам, размер которых оценивается почти в 17 млрд рублей. По закону, правопреемник в лице ГВСУ №14 обязан будет принять на себя все обязательства управлений перед кредиторами. И открытым остается вопрос — останутся ли после покрытия этих долгов деньги еще и на стройку.
Из Роскосмоса в строители
Возглавляет ГВСУ №14, на базе которого создают новое мега-ФГУП, 49-летний петербуржец Александр Сироткин, выпускник Государственной морской академии имени адмирала Макарова. Ранее он был заместителем гендиректора по развитию и корпоративной политике концерна ПВО «Алмаз-Антей», а после перешёл в Роскосмос, в структурах которого продержался всего 4 месяца.
В ноябре 2014 года он стал руководителем обслуживающего запуски со всех космодромов России ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ). Как писали СМИ, якобы это произошло по протекции тогдашнего главы Роскосмоса Олега Остапенко, который лично позвал Сироткина поучаствовать в соответствующем конкурсе, после того, как уволил прежнего многолетнего руководителя Александра Фадеева.
Но кандидатуру нового директора ЦЭНКИ отказалась согласовывать Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ. На фоне этого конфликта Остапенко назначил Сироткина на должность временного исполняющего руководителя ЦЭНКИ и следом сам лишился должности. На его место был назначен бывший директор АвтоВАЗа Игорь Комаров. Он и освободил Сироткина от должности отдельным приказом в феврале 2015 года.
«Александру Сироткину предложено перейти на работу в Роскосмос и заниматься реформой», – заявил тогда официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков.
Чему посвятил себя Сироткин с того момента, в СМИ не всплывало, но в январе 2017 года он вновь пошёл на повышение и был назначен директором АО «Оборонстрой». Про крупнейшего подрядчика строек жилья для военнослужащих и стратегических объектов военного назначения «Фонтанка» много писала. Компания принадлежит холдингу Минобороны «Гарнизон» – бывшему «Оборонсервису», известному по делу экс-министра Анатолия Сердюкова.
Но и там Сироткин не остался надолго. Запись в ЕГРЮЛ о новом директоре «Оборонстроя» появилась уже через 3 месяца. Следом менеджер появился в ГВСУ №14, где в августе 2017 года началась процедура по укрупнению, как теперь стало понятно, для масштабной работы без конкурсов по военным объектам.
Петербургский след
Петербургское ГВСУ №3 – значимый актив для создаваемого большого ФГУПа. До упразднения Спецстроя это управление было главным по всему СЗФО, оно существовало с 1953 года. В 2007 году там работало более 4000 человек, а в его подчинении было 20 подразделений в Санкт-Петербурге, Архангельской и Ленинградской областях, включая собственный завод железобетонных изделий и склады.
На своём сайте, который недоступен вот уже несколько лет, ГВСУ №3 без лишней скромности называло себя крупнейшей строительной организацией на Северо-Западе России, описывая спектр проектов крайне лаконично: «от комплекса сооружений для ядерного реактора до президентского дворца».
По заказу Госстроя России ФГУП строило одно из судопропускных сооружений на петербургской дамбе. Для Минкульта — вело работы Мариинском театре, а для Росатома — работало на комплексе зданий опытного реактора Курчатовского института в Гатчине.
Для Управделами президента третье управление строило Дворец конгрессов в Стрельне. Там оно возвело 14 из 20 коттеджей Консульской деревни для представительств зарубежных государств (общая площадь «маленьких дворцов» превысила 30 тысяч кв. метров), реконструировало корпус бывшего Ленинградского арктического училища под четырехзвездочную гостиницу «Балтийская звезда», а также Конюшенный корпус, провело там благоустройство Восточного парка и работы по расширению территории набережной Финского залива. Отмечалось, что все было сделано в срок с февраля 2002 по май 2003 года — в 2,5-3 раза быстрее обычно принятых темпов строительства.
Были и коммерческие жилые, торговые и промышленные проекты. Например, комплекс элитных коттеджей «Зеленый остров» на месте бараков 1930-х годов в историческом парке на Крестовском острове, «Дом на Неве» на набережной Робеспьера и ТК «Сенная» у одноименной площади. ГВСУ №3 строило табачную фабрику «Филип Моррис Ижора», автозавод «Форд Мотор» и завод «Катерпиллер».
Реорганизация против кредиторов
В 2014 году ГВСУ №3 выполнило государственных заказов на 17,5 млрд рублей. А в 2015 поставило рекорд, освоив из бюджета почти 30 млрд рублей. Но уже в 2016 году госконтрактов набралось всего на 70 млн. На этой волне ФГУП закончило год с убытком в 3,3 млрд рублей, при выручке в 8,3 млрд рублей. В августе 2017-го появилось решение о реорганизации в форме присоединения к 14 управлению.
Сотрудники ГВСУ №3 в разговоре с «Фонтанкой» сообщили, что сейчас передают дела из Северной столицы в Москву и уже называют себя петербургским филиалом ГВСУ №14. А в последнем "Фонтанке" (после консультаций с юридическим отделом) заявили, что «процесс еще не завершен, присоединение находится в работе». Судя по арбитражной практике, оно может существенно затянуться.
В дело реорганизации вмешались кредиторы. Контрагенты ГВСУ №3 уже 10 раз инициировали его банкротство за долги от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов. Но пока до процедуры наблюдения не дошло. Однако, по данным СПАРК-Интерфакс, заявленные претензии превысили 4,8 млрд рублей, а в исполнительном производстве приставов находятся дела на 2,5 млрд рублей.
Кредиторам петербургского ФГУПа удалось добиться ареста имущества компании — построек на территории воинской части в Сосновом Бору, автобазы на Гражданском проспекте, складов на Домостроительной улице, квартир в жилых домах в Пушкине и на проспекте Большевиков, а также автомобиля Lexus GX460. А самое главное — запрета на реорганизацию. По решению суда изменения невозможно зарегистрировать в ЕГРЮЛ. Представители ГВСУ №3 после этого заявили отвод судье, но безуспешно.
После праздников, 9 января, будет рассмотрена апелляционная жалоба ГВСУ №14 и ГВСУ №3 на это решение.
Генеральный директор компании «Мастер Девелопмент» Вячеслав Семененко прокомментировал «Фонтанке» отказ министерства от конкурсов. Это реакция государства на ситуацию, которая сложилась на рынке госзакупок, считает он.
– Мы сегодня имеем такой закон, когда посредники выигрывают заказы у нормальных строителей. И такие случаи сплошь и рядом – это глобальная проблема, – отметил Вячеслав Семененко. – Квалифицированные строительные организации не могут конкурировать с этими компаниями, которые выигрывают только на бумаге за счет качественного составления заявок.
Но в таком случае очень важно проработать определение спецобъекта, отметил он.
– Спецобъект спецобъекту рознь. Одно дело объект, предполагающий вопросы обороноспособности страны и требующий особых технологий, особого бетона. Но круг таких подрядчиков изначально ограничен. А другое — дворец в Стрельне, который является общегражданским проектом, и здесь вполне может справиться хорошая строительная организация, – отметил Семененко.
В то же время роста коррупции из-за создания таких строительных монстров руководитель не ожидает. Говорит, что стали чаще сажать.
– Люди, которые сегодня идут на госзаказ, в любом случае должны хорошо думать головой, зачем они это делают — работать или «украл, выпил, в тюрьму».
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»