Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, южн

739мм

81%

Подробнее

Пробки

4/10

«Ситилинк»: «Мы не рады проблемам «Юлмарта»

5832
ПоделитьсяПоделиться

Электронный дискаунтер «Ситилинк», пришедший на петербургский рынок в 2010 году, оставался в тени местного интернет-гиганта, но теперь готовится к реваншу. Хотя радости от ослабления конкурента не испытывает.

Рынок потребительской электроники, сильно пострадавший в кризис, в 2017 году начал снова расти. Однако безболезненно пережить тяжелые времена удалось не всем ретейлерам. Последние три года игроки покидали рынок («Телемакс», «Ютинет», «Киберри»), проводили слияния («М.Видео», «Эльдорадо», «Техносила»), переживали акционерные конфликты («Юлмарт»). Среди тех, кто сумел усилить свои позиции, — электронный дискаунтер «Ситилинк», один из крупнейших интернет-продавцов электроники и бытовой техники в России.

24 ноября компания запустила в Петербурге новый магазин-склад. Он стал четвертым полноформатным объектом в Северной столице и первым, открытым с начала кризиса: с 2013-го по 2017 год ретейлер развивался лишь в формате пунктов выдачи. Однако проблемы конкурентов с возобновлением развития не связаны, уверен директор розничной сети «Ситилинк» Александр Лозовский.

– Вы приехали в Петербург открывать новый магазин-склад. Означает ли возвращение к экспансии, что кризис миновал? Люди снова готовы тратить деньги на телевизоры и компьютеры?

– Люди всегда готовы тратить деньги, лишь бы они были. Но связывать открытие магазина с изменением покупательской способности я бы не стал. Мы идем по своему плану, и запуск четвертого по счету полноформатного объекта — реализация одной из его частей.

– Но денег-то у людей больше не стало. Официальная статистика говорит нам о падении реальных доходов, о том, что петербуржцы по-прежнему экономят на еде

– Конечно, за последние три года на рынке потребительской электроники произошли существенные изменения. После ажиотажа 2014 года, когда из-за скачка курса товары приобретались впрок, люди еще год привыкали к новым ценам, к новым реальным доходам. К началу 2016 года новая система координат выстроилась. Потребитель стал понимать, какую часть бюджета он готов потратить на продукты, какую на обязательные платежи, какую часть дохода выделить на товары неповседневного спроса.

Хотим мы этого или нет, но мы вынуждены обновлять смартфоны, компьютеры, ноутбуки. Наконец, бытовая техника имеет свойство ломаться. Пусть мы и называем эти траты необязательными, по сути, они уже таковыми не являются. Школьник не может учиться без смартфона и компьютера. Семья не может комфортно жить без стиральной машины, холодильника. В современном мире без техники не обойтись. Деваться некуда.

– Когда деваться некуда, люди берут кредиты. У нас в Петербурге выдача потребительских займов выросла в полтора раза к прошлому году.

– Сказать, что кредиты помогли нам увеличить продажи, я не могу. Специально кредитование у себя не продвигаем, скорее, рассматриваем как часть сервиса. Как и три года назад, доля кредитных покупок в выручке сети – менее 5%. Думаю, наши покупатели – не те, кто приобретает электронику и бытовую технику на последние деньги.

– А как насчет акций? Ваши коллеги по рынку рассказывают, что «Черная пятница» ажиотажа уже не вызывает, что люди даже к распродаже стали подходить рационально.

– Мы видим в период акции кратное увеличение трафика по сравнению с обычным днем. Сайт трещит по швам. Люди хорошо реагируют, если скидки честные и настоящие. Стал ли покупатель более рационален во время распродаж? Надеюсь, что да. Скидочный психоз никому не нужен. Когда потребитель остается недоволен тем, что совершил покупку, даже если понимает, что на него нашло затмение, повлиял ажиотаж, то он все равно начинает испытывать негатив именно к продавцу, думает: «Вот сатрапы, коммерсанты, наживаются на нас». Если же это рациональная покупка, то он с большей степенью вероятности придет в следующий раз. В «Ситилинке» действуют одновременно до 80 разных акций. Но доля промо в продажах не более 10%.

– «Ситилинк» один из немногих, кто пережил кризис без потерь. Падение 2015 года удалось отыграть уже в 2016-м. Как у вас это получилось — без поддержки кредитов и промо?

– Слово «кризис» мне не очень нравится. Во время изменений 2014 – 2015 года мы сфокусировались на сервисе и провели серьезную работу над ошибками. Выявили проблемные зоны, разобрались в причинах. В части операций мы убрали человека и заменили его компьютерной программой. Сейчас многие заказы у нас обрабатываются вообще без участия людей. Если клиент оформил заказ, он может быть уверен, что тот принят в обработку и будет исполнен. К сокращению издержек мы тоже подошли очень аккуратно, чтобы не потерять в качестве.

– Как насчет поддержки материнской компании «Ситилинка», Merlion, которая занимается оптовой торговлей компьютерами и электроникой? Помогала ли она вам снизить давление курса на цены?

– Если вы имеете в виду дополнительные инвестиции и специальные условия по закупкам от материнской компании, то нет. Какие условия были до 2014 года, такие и остались. Специально дотировать нас нет никакого смысла. Естественно, мы экономим ресурсы и сокращаем издержки, к примеру за счет общей логистики. Но это лишь та самая синергия, рациональный подход к ведению бизнеса, который проповедует компания. Сейчас доля продукции Merlion занимает больше половины ассортимента «Ситилинка», хотя есть товарные группы, где доля собственных закупок по прямым договорам – более 60%.

- Пока другие игроки закрывали магазины, вы, наоборот, открывали. Помогла ли экспансия увеличить продажи?

– По итогам 10 месяцев 2017 года выручка «Ситилинка» выросла более чем на 30%. В 2016 году мы открыли шесть магазинов-складов и около 100 пунктов выдачи. Но доля новых точек в структуре продаж не такая большая. Так что рост в основном обеспечили уже действующие объекты.

– Вы вышли на петербургский рынок в 2010 году. Но долгое время оставались в тени местного игрока «Юлмарта». Ощутили ли вы эффект от ослабления конкурента, который из-за акционерного конфликта вынужден закрывать магазины и испытывает сложности с банками?

– Открытие здесь четвертого магазина никак не связано с этими событиями. Мы бы с удовольствием запустили его год или полтора назад и добавили бы еще несколько магазинов в Петербурге, но не можем найти помещений, подходящих по месту расположения и стоимости. Чувствуем ли мы изменения на рынке Петербурга? Да, чувствуем. Но мы не рады тому, что происходит у нашего партнера. «Юлмарт» до сих пор остается мощным игроком, да и федеральные компании, несмотря на оптимизацию, в продажах не теряют. Конкуренция – это хорошо. Она не дает расслабляться.

- Как сейчас оцениваете свою долю рынка?

– Если говорить о рынке бытовой техники и электроники в целом, без разделения на онлайн и офлайн, то мы оцениваем свою долю в 5 – 6%. Точных планов по Петербургу не озвучу. По России план – 20 – 25 полноформатных магазинов в год и 50 – 70 пунктов выдачи. В этом году начали рассматривать возможность сотрудничества со сторонними логистическими компаниями, через пункты выдачи которых можно передавать клиентам наши заказы, а их — через наши.

- Рассматриваете ли возможность сделок слияния/поглощения?

– Сказать, что на рассмотрении столько-то компаний, и эта нам нравится больше, а эта меньше, я не могу. Но почему нет? Мы никогда не отворачиваемся от возможностей.

- Вы позиционируете себя как электронный дискаунтер. Однако, если сравнивать по «Яндекс.Маркету», ваши цены, скорее, в середине ценового спектра.

– Ни один интернет-магазин не предложит самые низкие цены на рынке по всем категориям товара. На половину ассортимента у нас цены точно ниже всех, во всяком случае профессиональных игроков – точно. Могут ли два молодых человека, придумав сайт, показать склад большого игрока и с него покупать и продавать телевизоры? Наверное, могут. Они же смогут предложить более низкую цену. Но получится ли у них вести бизнес подобным образом на протяжении долгого времени? Конечно, нет. Время от времени на рынке появляются такие предложения с очень заманчивой ценой, но нужно понимать, что за этим стоит.

- А как насчет китайских онлайн-площадок? Поддерживаете инициативу АКИТ по снижению порога беспошлинного ввоза и введению НДС для них?

– 60 – 70% покупок в китайских интернет-магазинах имеют чек не более 20 долларов. В основном это одежда и какие-то недорогие гаджеты или аксессуары. Говорить о том, что наши зарубежные коллеги оказывают какое-то чрезмерное давление на «Ситилинк», пока не приходится. Что будет через 2 – 3 года, мы не знаем. Сейчас иностранные интернет-магазины находятся в привилегированном положении, поэтому могут предлагать более низкие цены. Но если они будут платить те же пошлины и налоги, что и мы, то и конкурировать будем на равных.

- Вы некоторое время назад вслед за «Юлмартом» и «Эльдорадо» начали торговать детскими товарами. Эксперимент оказался удачным? Будете ли вводить в ассортимент одежду, еду?

– С «детством» мы поиграли, поэкспериментировали, но вывели из ассортимента. В данный момент не планируем выходить за рамки бытовой техники и электроники. Хотим оставаться специалистами, продолжать развивать эту компетенцию и заниматься тем, что умеем делать хорошо.

- Что будет дальше происходить с ценами на бытовую технику?

– Цены на бытовую технику и электронику сильно подвержены колебаниям курса валюты. Несмотря на то, что немалое количество устройств производится на территории РФ, сырье и комплектующие поставляются извне. Мы не видим движения со стороны государства в сторону изменений пошлин и других платежей, что могло бы повлиять на снижение стоимости . Так что если курс валюты будет устойчивым, то и цены останутся на текущем уровне.

Беседовала Галина Бояркова

Электронный дискаунтер «Ситилинк» - розничный проект компании Merlion, специализирующейся на оптовых продажах компьютеров и потребительской электроники. Начал работу в 2008 году. Ретейлер работает по гибридной модели, объединяя интернет-магазин, 40 магазинов-складов и около 460 пунктов выдачи заказов. Оборот компании в 2016 году составил 44,5 млрд рублей.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close