«Фонтанка» посмотрела на свежепостроенный комплекс «Россия – моя история», придуманный «духовником» Путина Тихоном Шевкуновым. Один из главных плюсов мультимедийной выставки в том, что содержание и трактовку этой истории можно менять без особого напряжения.
Журналистов сводили в музейно-выставочный комплекс на Бассейной, 32, за три дня до официального открытия. От аналогичных центров в других городах его отличает петербургская часть выставки, от других миллиардных проектов в городе – досрочное завершение строительства. Чиновники и музейщики рассчитывают на вал посетителей: кто-то придет сюда в поисках Бога, кто-то – за ответами на ЕГЭ.
Со двора еще не целиком вывезли строительный мусор, на углу не снята наклеенная для строителей бумажка с надписью «место для курения», а Wi-Fi только для служебного пользования, но в основном все готово и смотрится хорошо. Осталось затащить по частям в центральный холл самолет «Илья Муромец» и подвесить его – именно так будет встречать посетителей музей.
Церемонию открытия комплекса назначили на воскресенье, 10 декабря (обычных посетителей начнут пускать 12-го). Ожидаются идеолог проекта «Россия – моя история» епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, губернатор Георгий Полтавченко, полпред президента по СЗФО Николай Цуканов. Шли разговоры о первых лицах из Москвы, но их не будет. Оно и понятно, Владимир Путин еще осенью 2016 года посетил исторический парк «Россия – моя история» в ВДНХ, из нового на Бассейной ему могут предложить разве что петербургскую экспозицию.
Комплекс является мультимедийным пространством, где с помощью 900 единиц техники представлена история страны. Аналогичные проекты уже запущены в других городах — например, в Москве, Уфе, Ставрополе и Казани. В 2018 году запланировано открытие исторических парков в Челябинске, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Каждый представляет собой комплекс из четырех экспозиций — «Рюриковичи», «Романовы», «1914–1945: От великих потрясений к Великой Победе» и «От Победы в Великой Отечественной войне до 2017 года». В Петербурге к ним добавили еще одну, посвященную истории города. Площадь здания – 14 тысяч квадратных метров, вместимость, по Госстройнадзору, – 472 человека.
Если уж сравнивать с Москвой, то надо сказать, что в Петербурге второй по стоимости комплекс после столичного – 1,4 млрд рублей против 1,5 млрд. Как рассказал вице-губернатор Игорь Албин, изначально в смету закладывалась цифра в 1,7 млрд, однако ее удалось снизить. Зато темпы вполне московские; контракт заключили в апреле с расчетом на год, но управились за 7 месяцев. Сразу возникает вопрос: насколько покровительство Патриаршего совета по культуре могло бы решить проблемы со сроками ввода школ и жилых домов. «У нас много долгостроев, мы иногда уходим в вечность, создавая объекты капитальных вложений, – неожиданно обозначил границы исполнения контрактов Игорь Албин. – Но на примере исторического парка мы показываем, что умеем строить быстро и качественно». Работы вела компания «Мир», которая, среди прочего, занималась отделкой стадиона на Крестовском острове. Как и в других аналогичных комплексах по стране, оборудование за 120 млн рублей покупал "Газпром" (кроме петербургской части парка).
Количество двуглавых орлов и духоподъемных цитат предсказуемо зашкаливает, но подробный отчет об экспозиции был бы спойлером. Общий подход обозначил опять же Албин. «Помните, как писал Иван Александрович Ильин? – обратился он к поспешно записывающим журналистам. – Если взять историю России, то от сотворения мира до крещения Руси она спала. От 988 года до призвания на царство первого из рода Романовых Россия просыпалась. С 1613-го до 1917 года она впечатляла весь мир экономическими, политическими и другими победами. А потом было почти 100 лет падения в бездну, со скоростью камня она летела в бездну. И вот в начале нового тысячелетия у нас появился шанс, чтобы встать с колен, заявить о своей колоссальной истории, традиции и народе. И этот новый шанс нам подарил новый век и новый лидер». Дальше уже каждый сам соображал, где высказывания Ильина, умершего в 1954 году, а где предвыборная кампания Владимира Путина, которой официально дали отмашку накануне.
В комплексе есть ресторан, лектории, зал для временных экспозиций (сейчас там выставка «Под сенью Андреевского флага»). Но главное все же – мультимедийные залы. Все дышит, как говорится, вечностью, но блиц-экскурсия главы Центра выставочных и музейных проектов Сергея Важенина снимает это ощущение. У монитора с эпичной графикой по мотивам Чудского сражения Важенин рассказывает актуальный анекдот о том, что у дружины Александра Невского нашли в крови допинг, так что победу надо отдать тевтонцам. В зале начала XVII века начинает со слов «мы сейчас в смуте» и спешит поправиться – «в смысле, в зале Смутного времени».
Начинать решили не то чтобы от Адама, но отдельный стенд про памятник Аркаим поставили, то есть отсчитывают аж со II тысячелетия до нашей эры, с бронзы. «Норманнский вопрос» снят изящно, с минимальными кровопотерями для национальной гордости – через заголовок «Призвание побежденных варягов». Про славян рассказывают, что они любили пить квас и играть в пятнашки. Есть отдельная глава про духовный кризис западноевропейских элит. В тексте про концлагеря лишь последняя фраза адресует к ГУЛАГу, до этого все – про Гражданскую войну в США, войну в Южной Африке, Австро-Венгрию и Османскую империю.
Впрочем, кто бывал в ВДНХ и так это знает. Основная экспозиция не претерпела изменений; может быть, именно поэтому экспресс-осмотр не позволил отыскать суждений о фигуре Матильды Кшесинской или ритуальном характере убийства царской семьи (хотя самому убийству и его расследованию посвящен отдельный стенд). Что касается петербургской части, то про нее пока сложно говорить. Она недопилена, в прямом смысле слова. Часть ее изображает палубу петровского корабля (ботика?). На мониторах следы стружки, деревянные конструкции еще собирают, манекен в телогрейке времен войны соседствует с голым, в соседнем пустом зале стоит революционный матрос и правдоподобно угрюмо смотрит исподлобья. Вроде искусственный.
Здесь стоит пояснить, что слово «музей» употребляется для краткости. На самом деле никаких артефактов здесь нет. Однако на открытие пригласили и настоящих музейщиков. «И в наше время есть место подвигу», – порадовался проекту директор Государственного музея истории Петербурга Александр Колякин. Глава Суворовского музея Владимир Гронский особо оценил именно зал для временных экспозиций: «Выставочных пространств у нас не хватает, а это одно из них. Проект очень удачный и функциональный». Бывший глава КГИОП и директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева также высоко оценила проект и его общероссийский масштаб, насчет посещаемости у нее сомнений нет: «Думаю, мамочки сделают свое дело и приведут сюда детей, здесь же есть подсказки для ЕГЭ».
Игорь Албин расширил значение комплекса далеко за границы школьной программы. «У истории более 50 определений, – подчеркнул он. – Наш фантаст Иван Ефремов называл ее фантазией, обращенной в прошлое. Макс Фасмер считал, что это однокоренное слово с Торой, то есть с Пятикнижием. Но святоотеческое предание говорит нам, что это путь, который проделывает человек, нация, государство, отпавшее от Бога, к своему творцу. Надеюсь, что каждый посетитель этой экспозиции проделает такой путь».
На вопрос корреспондента, как они относятся к экспозиции, подающей историю страны в недискуссионной и линейной форме, гости ответили по-разному. «Слава богу, что подается так. Мы за последнее время на каждом шагу начинаем оспаривать прописные истины, – заявил Колякин. – К тому же сама обстановка позволяет решать многие вещи с колес, в результате диспутов. Комплекс сам требует оппонирования, дополнения, надеемся, что нас, музейщиков, тоже привлекут к работе по трактованию истории». Вере Дементьевой вопрос не понравился. «Почему мы не можем просто порадоваться? Почему не можем сказать: какие молодцы, всего 7 месяцев? – спросила она и от риторики перешла к императиву: – Ну вот скажите, какие молодцы, 7 месяцев». Народ безмолвствовал.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»