Минтранс РФ решил проблему аварийности ведущей к Финляндии дороги Выборг – Брусничное кардинально – на зимний период её закроют для автобусов. Теперь двойной поток примет на себя "Светогорск". Правда, дорога туда – длиннее, уже и еще опаснее.
С 11 декабря 2017 года по 31 марта имеющую дурную славу дорогу вдоль Сайменского канала закроют для автобусов. Официальной информации об этом от Минтранса РФ пока не поступало, однако это уже подтвердили в Пограничном управлении ФСБ и в министерстве транспорта и коммуникаций Финляндии, которая арендует ту самую дорогу у России как техническую.
По данным финского ведомства, в зимний период автобусы не смогут ездить по этому направлению из России в Финляндию. Ограничение не коснётся автомобильного и грузового транспорта. Таким образом, перевозчики будут вынуждены проложить маршрут до Лаппеенранты через МАПП "Светогорск" – до него ближе, чем до "Торфяновки".
Таким образом, в часы пиковых нагрузок пункт пропуска "Светогорск" рискует стать местом для автобусных пробок. В дни оживлённого трафика автомобильные очереди порой начинаются ещё в черте города. Теперь к машинам прибавятся автобусы, и не исключено, что местные жители будут лицезреть целую колонну. Как рассказали "Фонтанке.fi" в ПУ ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти, осенью Минтранс направил запрос в ведомство с тем, чтобы выяснить, справятся ли другие пункты пропуска с нагрузкой, если направить туда автобусы с "Брусничного". Ответ был положительным. "Мы провели подсчёты и пришли к выводу, что пропускной способности МАПП "Светогорск" и "Торфяновка" хватит, чтобы принять то количество автобусов, которые ездят через "Брусничное", – заявили пограничники.
Официальную статистику ПУ ФСБ пообещало предоставить чуть позже. По данным Погранохраны Финляндии, в среднем в месяц через МАПП "Брусничное" проходит 780 автобусов, через МАПП "Торфяновка" – 2000, через МАПП "Светогорск" – 440.
"Такое решение было принято в связи с высокой аварийностью дороги, особенно в зимний период", – пояснили в Погрануправлении.
Дорога к "Брусничному" имеет репутацию "трассы смерти": на ней часто происходят аварии, и некоторые из них заканчиваются трагично. Так, в марте 2017-го на 16-м километре вылетел в кювет туристический заказной автобус, в результате погибли трое сотрудников "Водоканала", а в феврале 2014-го почти в том же месте столкновение микроавтобуса и лесовоза унесло жизни 10 человек.
Сейчас маршрут до Лаппеенранты обслуживают два регулярных автобусных перевозчика – "Совавто" и "Саймаа Экспресс". Первый из них ездит в Лаппеенранту из Петербурга, второй – из Выборга. Каждая из компаний выполняет ежедневно по одному рейсу туда и обратно.
По словам члена совета директоров АО "Совавто – Санкт-Петербург" Сергея Петросяна, официальное уведомление от Минтранса о закрытии дороги компания получила вечером 8 декабря.
"Для нас совершенно не проблема сделать крюк 70 км через Иматру, но это лишний пробег, который скажется на себестоимости, но цена билета не изменится. И в Петербург мы, наверное, будем прибывать на 20-30 минут позже обычного", – говорит Сергей Петросян.
Представитель "Совавто" уверен, что регулярных перевозчиков вполне можно было оставить на маршруте: "Все тяжёлые аварии, которые там происходили, связаны либо с нарушением ПДД (превышением скорости, обгонами в неположенных местах), либо с неудовлетворительным техническим состоянием автобусов. Регулярные рейсовые перевозчики проходят ежедневный контроль и обслуживают свои транспортные средства на официальных станциях, автобусы оборудованы тахографами для соблюдения режима отдыха водителей и системами ГЛОНАСС. Поэтому они по определению не могут нарушать требования".
Стоит отметить, что в сообщении о закрытии движения вдоль Сайменского канала для автобусов финский минтранс также подчеркнул, что в этот зимний сезон уровень обслуживания дороги будет повышен.
Сомневаться в том, что объездной путь через "Светогорск" – хорошая альтернатива дороге вдоль Сайменского канала, заставляет его состояние. Построенная четверть века назад дорога, также печально известная регулярными авариями, отличается высокой степенью износа и не справляется с нагрузкой.
"На мой взгляд, решение Минтранса о запрете для автобусов немного непродуманное. Дорога на "Светогорск", которая является альтернативой Сайменскому каналу, для пассажирских автобусов сложнее и опаснее, она в худшем состоянии и более извилистая. Дело в том, что трасса вдоль Сайменского канала финнами довольно неплохо обслуживается: там хорошее состояние асфальта, почищен снег, и она посыпана гранитной крошкой (дорогу вдоль Сайменского канала Финляндия арендует у России и по договору занимается её обслуживанием. – Прим. ред.)", – отмечает Сергей Петросян.
Что касается трассы Выборг – Светогорск, протяжённость которой составляет 48,8 км, то в этом году её наконец передали в федеральное управление. По планам, её реконструкцию должны завершить только к 2020 году. В ноябре ФКУ "Упрдор "Северо-Запад" разместило заказ на капитальный ремонт двух участков общей протяжённостью 25 км на сумму почти 2,5 млрд рублей. 8 ноября был выбран заказчик – АО "ВАД".
Технико-экономическое обоснование для новой дороги Выборг – Брусничное было подготовлено ещё в 1990-х годах. Вопрос о строительстве альтернативной трассы активно обсуждается уже на протяжении многих лет, с тех пор, как турпоток в Суоми начал расти быстрыми темпами. Финская сторона как арендатор не раз заявляла, что дорога имеет статус технической и вовсе не предназначена для такого оживлённого трафика. Расширить её невозможно, но, тем не менее, в 2014-м Финляндия провела ремонт на 2 млн евро, усилив "слабые" места. Финны через "Росавтодор" пробовали договориться о проектировани новой трассы с федеральными властями, потом проект с мёртвой точки пытались сдвинуть региональные власти. В 2013-м власти Выборгского района обратились в администрацию президента с просьбой о содействии в строительстве новой дороги Выборг – Брусничное, но идея не нашла отклика. В 2016-м стало известно, что международный фонд "Северное измерение" готов выделить 200 тыс. евро (13,7 млн рублей) на подготовку проекта. После трагедии в марте депутаты Ленобласти подготовили предложение для правительства: проложить новую трассу чуть севернее железнодорожной ветки на Вайниккалу, используя для этого средства, которые планировалось направить на реконструкцию "Скандинавии". В сентябре был получен категоричный ответ Минтранса: "Скандинавия" приоритетнее, думать о новом проекте можно будет только после окончания её реконструкции, то есть после 2028-го. Этой же осенью Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области напомнила, что работа по подготовке предпроектной документации для получения гранта "Северного измерения" ведётся. Но воз и ныне там.