«Давайте не облажаемся», - сказали себе петербургские рестораторы, обсуждая грядущий мундиаль. А вот чем удивлять, коста-риканской кухней или борщами, не определились.
Приезд в Петербург 360 тысяч футбольных фанатов – это джекпот, заявил 13 декабря президент клуба болельщиков сборной России Russia Unites Эдуард Латыпов в ходе делового завтрака BestBreakfast. Ходить гости мундиаля будут отнюдь не в Эрмитаж, а по ресторанам. Каждый болельщик оставит в кассах общепита по 10 тысяч рублей, таким образом, «призовой фонд» составит 3,6 миллиарда. «Мы приглашаем всех поучаствовать в освоении этих денег», – подчеркнул Латыпов.
Рестораторы согласились, что деньги болельщиков не будут лишними. По прогнозу консалтинговой компании ГК «БестЪ», по итогам 2017 года рынок общественного питания Северной столицы вырастет на 3,5 – 4%, а общая выручка ресторанов, баров и кафе составит около 70 млрд рублей.
На местных жителей надежды мало. Их реальные доходы не растут. «С 2013-го по 2015 год было резкое падение, и до сих пор мы наблюдаем отрицательную динамику», – отметил Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости «Бестъ. Коммерческая недвижимость». 40% жителей Северной столицы совсем не ходят в рестораны и предпочитают питаться дома, рассказал сотрудник СПГУ доктор социологических наук Юрий Веселов.
Число ресторанов при этом в Петербурге растет. По оценкам экспертов, за 2017 год открылось 312 новых заведений общепита, тогда как закрылось 184. По мнению Станислава Ступникова, владельцев бизнеса вдохновляет как общий рост туристического потока, так и расчет на приезд футбольных болельщиков. Обороты петербургских ресторанов, баров и кафе, по экспертным оценкам, вырастут в 2018 году на 7 – 10%.
Сами рестораторы также смотрят в будущее с оптимизмом. «Слово "кризис" нужно забыть», – заявил совладелец холдинга «Евразия» Алексей Фурсов. Сильных изменений в покупательских предпочтениях бизнесмен не наблюдает. «Ролл «Филадельфия» дает 15% объема продаж вне зависимости от формата <...>. Пиво — самый продаваемый напиток, будь то узбекская, европейская или японская кухня», – говорит он. Но питаться жители Северной столицы предпочитают бюджетно. «Масс-маркет прёт», – пояснил он.
Вопрос о том, стоит ли менять меню и подход к обслуживанию ради поклонников футбола или обычного туриста, вызвал нешуточные дискуссии. По мнению Вениамина Гарбара, главы Ассоциации рестораторов и отельеров Петербурга и совладельца проектов Stroganoff и «Русская рюмочная №1», монетизировать турпоток можно. Но наиболее интересная аудитория — москвичи. «Они готовы пробовать петербургскую кухню, если это не пышки и не корюшка», – отметил он. А вот обычным иностранным туристам нужна традиционная русская кухня. «Борщ интересен, борщ нужен», – заявил он.
Совладелец Italy Group Андрей Перцев с ним не согласился. Борщ, по его мнению, плохо сочетается с имиджем культурной столицы. Чтобы соответствовать ему, предстоит еще много работать как над качеством еды, так и над уровнем обслуживания, которые в туристических местах зачастую страдают. «Ты встретишь сразу же отвратительный сервис, ты встретишь сразу невкусную еду», – пояснил он. В погоне за оборотом владельцы кафе и ресторанов быстрее выпроваживают своих клиентов, давая им посидеть за столиком всего 40 минут. «В дни чемпионата мира давайте не облажаемся и дадим крутой сервис и крутое качество», – призвал он своих коллег. По оценке Андрея Перцева, в дни футбольных матчей обороты ближайших к стадиону баров могут вырасти в два раза. Но болельщики «побузят и уедут», а уровень обслуживания останется, подчеркнул он.
Дмитрий Завадский, совладелец ресторанов «Летела Гагара» и «Северянин», намерен сделать ставку на кухню северных народов и русские кулинарные традиции XIX – XX веков, в которых сильно европейское влияние.
Однако гости из российских регионов, а они будут составлять весомую долю болельщиков, к изыскам пока не готовы, считает Александр Затуливетров, генеральный директор SkyRest. «В «МыЖеНаТы» нам часто приходится объяснять, почему в тартаре сырое мясо, почему яйцо пашот без скорлупы и не до конца сварено», – пояснил он.
Подстраивать кухню под национальные вкусы болельщиков тоже нецелесообразно. «Сборная Коста-Рики выбрала Петербург в качестве места размещения во время чемпионата мира по футболу. Но нужно ли удивлять их коста-риканской кухней?» – обратился он к залу. По словам Александра Затуливетрова, SkyRest намерена возрождать национальные традиции и уже запустила на улице Рубинштейна ресторан псковской кухни «Скобари».
«Главный тренд сейчас – это разумная стоимость. Даем правильную цену, получаем правильных гостей», – считает Эльдар Кабиров, совладелец Red Steak & Wine и «Пицца 22».
18 сортов пельменей никому не нужны, согласился Александр Затуливетров. «Опыт обслуживания зрителей Олимпиады в Сочи показал, что главное – это чтобы было быстро, недорого и понятно», – пояснил он.
Эдуард Латыпов поддержал участников рынка. По его словам, главное, чего хотят болельщики, – это «адекватные цены и обслуживание на их родном языке». «Если аудитория испанская, надо понимать, что по-английски они не говорят. Как минимум, меню должно быть на нескольких языках, а желательно, чтобы и персонал владел ими. «От того, как вы обслужите болельщиков, будет зависеть имидж страны за рубежом», – заявил он.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»