Господдержка российских виноделов - не панацея, хотя бы потому, что не существует такого бренда - «российское вино». А в потерпевшие можно смело записывать потребителя.
Ввести национальную квоту в магазинах и ресторанах попросили у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева представители Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма. Это сообщество объединяет крупнейших крымских производителей, в том числе «Массандру», «Новый свет» и «Инкерман». Предполагается, что введение 30-процентной квоты «даст мощный дополнительный импульс развитию виноградарства и виноделия».
«Прежде чем говорить о поддержке российских виноделов, необходимо напомнить, что как такового бренда «российское вино», наподобие французских и итальянских вин, не существует», – комментирует предложение Ассоциации директор расположенного в Севастополе Центра винного образования «Лаборатория вина» Дмитрий Ковалев. При этом, добавляет эксперт, некоторые производители в подобной поддержке попросту не нуждаются.
«Многое зависит от конкретного бренда, – описывает нынешнюю ситуацию Ковалев. – У некоторых все отлично: они изучают мировые тенденции, тратят средства на обучение специалистов, создают отлаженные команды маркетологов».
«Я лично знаю такие винодельни, у которых уже сейчас закончились «новогодние» запасы. Они все продали. А есть такие, у которых склады завалены, но никто их вино не берет», – рассказывает эксперт.
Еще один собеседник «Фонтанки», кавист (то есть специалист по элитному алкоголю), студент школы сомелье «Миллезим» Вардгес Мовсисян признает, что проблемы у «российского вина», действительно, есть. «Российские производители испытывают явный дискомфорт, – рассказывает Мовсисян. – Им трудно соперничать с западными виноделами, прежде всего, в цене. Хорошее российское вино стоит дороже, чем известные всему миру французские, итальянские или испанские вина». Еще одна проблема заключается в том, что маленьким, частным винодельням очень сложно пробиться на рынок, занятый большими компаниями.
Винный допинг
Директор Центра винного образования «Лаборатория вина» Дмитрий Ковалев не видит в подобных квотах ничего хорошего. «Я против этого не потому, что очень люблю западные вина. Я даже в Крым переехал, чтобы здесь развивать именно нашу культуру, – объясняет эксперт. – Дело в том, что подобные меры поддержки – это как тот самый допинг, из-за которого наши спортсмены не смогут выступать на Олимпиаде под российским флагом. Это все равно, что дать человеку еще один костыль и думать, что он сейчас побежит».
«Подобные меры обозлят ретейл и дистрибьюторов, с которыми наши виноделы только налаживают отношения, – поясняет свою позицию директор «Лаборатории вина». - Кому понравится, что его обязывают выставлять на полку тот или иной товар? Это очень опасно».
С сомнением воспринимает возможное нововведение и сомелье из Петербурга Дмитрий Кузнецов. «Не очень понятно, кого именно собираются лоббировать таким образом: только Крым или и другие регионы тоже?» – задается вопросами собеседник «Фонтанки». Также, по его словам, нет ясности, чьи интересы будут продвигать в первую очередь – таких крупных игроков как «Массандра» или все-таки мелких производителей, которые в поддержке нуждаются значительно больше.
«Такая мера нереализуема технически, как, например, нереализуема была бы инициатива по обязательной доле 30% российских фильмов в прокате кинотеатров. Такого количества российского вина на рынке просто нет. Эта мера лишь поспособствует резкому скачку импорта балкового вина в нашу страну, а не развитию отечественного виноделия», – говорит директор по импорту компании «Ладога» Дмитрий Журкин. (Балковое вино – это вино, которое производится из так называемого балка, то есть виноматериала. Как правило, балковое вино – это несортовой дешевый продукт, который в огромных флекситанках на 15-25 тыс. л привозят на предприятие, а потом разливают по бутылкам и упаковкам. – Прим. «Фонтанки»).
Полуостров против материка
Опрошенные «Фонтанкой» эксперты напомнили, что после вхождения в состав России Крыма спрос на вина отечественного производства вырос. Сейчас произошел откат назад. При этом цены ниже не стали.
О проблемах с ценообразованием, в частности, говорит сомелье Дмитрий Кузнецов. «Дороговизна отечественных вин не всегда оправдана. А в дешевом сегменте пока нет стабильного качества, – объясняет он любовь населения к западным винам. – На волне кризиса, когда многие зарубежные вина стали стоить больше 1 тыс. руб. за бутылку, был зафиксирован рост потребления отечественной продукции, но сейчас цены стабилизировались и российские вина вновь потеряли в популярности. При этом дешевле они не стали. Это явный конкурентный минус», – добавляет эксперт.
Помимо конкуренции с западными виноделами, которую российские производители все еще проигрывают, существует и конкурентная борьба на внутреннем рынке. «Сейчас Крым соперничает с материком, то есть Краснодарским краем», – рассказывает кавист и студент школы сомелье Вардгес Мовсисян. «При этом «материковые вина», как правило, дешевле, чем крымские», – отмечает эксперт и называет одну из причин. Оказывается, что килограмм винограда на материке стоит 15 руб., а в Крыму – 30.
«На полуострове меньше виноградников и виноделен. Зато качество вина очень высокое»», – объясняет разницу в цене между «материковыми» и крымскими винами Вардгес Мовсисян, а потом добавляет, что крымское вино стоит дороже в том числе из-за курортного статуса полуострова: «В Крыму за некоторые местные вина приходится платить даже больше, чем за такие же в Петербурге. Более того, на высокие цены влияют затраты на логистику, а также пресловутые санкции, мешающие напрямую поставлять на полуостров необходимое иностранное оборудование».
Вина потребителя
«Безусловно, среди российского вина есть очень достойные образцы, которые могли бы конкурировать с европейскими винами, но их доля пока, к сожалению, мала, и средневзвешенный уровень качества, увы, далек от желаемого, – рассуждает директор по импорту компании «Ладога» Дмитрий Журкин. – Конечно, благодаря поддержке государства через какое-то время российское вино сможет достигнуть должного качества при необходимых объемах. Но на это уйдут годы, в ходе которых важно не ослаблять эту поддержку, и направлена она должна быть на стимулирование виноградарства, а совсем не на введение обременений на зарубежные вина».
От ограничительных мер на импорт отечественное вино не станет лучше, больше его тоже не станет, говорит Журкин: «Лозы, которые были высажены 1-2 года назад, быстрее не вырастут». Основными же конкурентами российских виноделов оказываются производители из Грузии, Молдовы, Абхазии и Армении, а также те, кто производит вино определенных ценовых категорий в странах Нового Света.
«Если 30-процентную квоту примут, то потребитель окажется в проигрыше, ведь его право выбора искусственным образом ограничат, – переживает за российских ценителей благородного напитка Дмитрий Ковалев. – Глупо будет, если нашим французским и итальянским ресторанам придется включать в свои карты до 30 % российских вин. Бред и абсурд».
Цена, этикетка, «соседи»
Все опрошенные «Фонтанкой» эксперты в один голос заявляют, что и без такой господдержки в магазинах не сложно найти вполне приличное вино отечественного производства.
«Если говорить о соотношении «цена – качество», то в случае российских вин эта планка находится на уровне примерно в 600 руб. Также призываем искать на бутылках знаки защищенного географического указания (ЗГУ), у некоторых предприятий они уже появились», – разъясняет директор «Лаборатории вина» Дмитрий Ковалев.
Он же рекомендует ориентироваться «на соседей», в том смысле, что если в винном отделе выставлены хорошие иностранные вина, то и российские, скорее всего, будут нормального качества. «Это значит, что данный ретейлер делает ставку на импорт и вряд ли захочет выставлять рядом с качественным иностранным вином плохое российское», – подчеркивает собеседник «Фонтанки».
«В Петербурге цена на хорошее российское вино начинается от 700 рублей за бутылку», – говорит Вардгес Мовсисян. При этом он советует обязательно обращать внимание на наличие на этикетке обозначений ЗГУ (зона географического указания) или ВЗМП (речь идет о вине с защищенным наименованием места происхождения). Такая градация вин была введена в России сравнительно недавно, и, по словам эксперта, действительно, гарантирует определенный уровень качества.
«В России есть хорошие автохтоны, то есть сорта винограда, которые растут только у нас в стране», – добавляет эксперт. Среди таких автохтонов есть, например, сорт под названием красностоп золотовский. Из него делают вина в Ростове-на-Дону и в Краснодарском крае. Есть еще, например, «гордость донских виноделов» – цымлянский черный. «Еще в России, на мой взгляд, очень хорош рислинг из Семигорья. Я бы сказал, что это уровень немецких вин», – делится своим опытом Вардгес Мовсисян.
«Разумеется, на бутылке должна быть акцизная марка, – напоминает директор по импорту компании «Ладога» Дмитрий Журкин. – При этом стоит помнить, что, в отличие от, например, европейских вин, где качество содержимого гарантируются Евросоюзом, российское виноделие «требует более детального изучения».
Дело в том, что далеко не все, что называется российским вином, делается из российского винограда, и многие производители завозят огромное количество импортного виноматериала. Это происходит в том числе из-за нехватки собственного сырья. Поэтому важным моментом является наличие у хозяйства собственных виноградников.
Еще один вариант цены на «нормальное» российское вино дает сомелье Дмитрий Кузнецов. «Стоит ориентироваться на цены примерно от 500 руб. и выше», – говорит он. В эту цену входит стоимость килограмма винограда (как раз столько уходит на производство одной бутылки вина), затраты на производство, логистику, а также то, что зарабатывают сами поставщики и дистрибьюторы.
«Заодно обращайте внимание на пробки. В России в основном используются пробковые (и это, кстати, делает стоимость бутылки вина еще чуть дороже) и почти не используются винтовые, – говорит Кузнецов и добавляет: – Вообще, по бутылке сразу видно, дешевка это или нет».
Даниил Ширяев,
«Фонтанка.ру»