Чиновники отчаялись перевести всех собственников квартир на прямые договоры с «Петербурггазом». Полномочия предлагают делегировать управляющим организациям, но те не хотят отвечать за чужую дурость и забывчивость.
Чтобы проверить, не травит ли в квартире газ, закон теперь требует заключить персональный договор с собственником. Обежать более миллиона квартир «Петербурггаз» может, а вот добиться от жильцов взаимности — нет. По здравом размышлении в Смольном решили, что от лица горожан могут подписываться ТСЖ и управляющие компании. Вот только сами они, подходя к двери приватизированной квартиры, могут только сказать: «На этом наши полномочия всё».
Письмо на имя двух вице-губернаторов, Игоря Албина и Николая Бондаренко, написала Ассоциация жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья. В список адресатов попали и горжилинспекция вместе с комитетом по энергетике. Смысл простой: районы настаивают, чтобы управляющие организации проводили собрания собственников жилья. На них представителю условного ТСЖ должны делегировать полномочия по заключению договора на техобслуживание внутриквартирного газового оборудования. «Ассоциация считает незаконными требования представителей районных властей о проведении собраний и заключении договоров на ВКГО по поручению собственников. – говорится в письме. – На основании какой статьи Жилищного кодекса правления ТСЖ, ЖСК, ЖК обязаны проводить собрания по вопросу личного имущества собственников и его обслуживания?».
Дело не только в формальных обязанностях управляющих организаций. Для глав товарищества или ЖСК поставить подпись под таким коллективно-индивидуальным договором просто опасно. В этом случае именно им придется отвечать за каждого уснувшего с включенным на кухне газом и за каждого не перечисляющего плату за услугу. «Кто будет нести ответственность при нарушении собственником договора, неплатежах, а главное – аварийных ситуациях?» – спрашивает ассоциация.
Вице-губернатор Николай Бондаренко подтвердил пожелание жилищного блока правительства: через общие собрания перепоручить управляющим компаниям задачу заключить договоры с «Петербурггазом» на обслуживание личного оборудования. «Мы ничего лишнего не требуем, – настаивает чиновник. – Собственник может сам заключить договор либо перепоручить уполномоченному лицу. Но, объективно говоря, за редким исключением, люди не готовы подписывать соглашения, какие-то усилия предпринимать. Если не хочешь проводить собрания с этой формулировкой — убеди жильцов взять на себя ответственность за собственное имущество».
До недавнего времени такого вопроса не возникало. Заключались договоры управляющих компаний и ТСЖ с «Петербурггазом». Они распространялись как на внутридомовое газовое оборудование (ВДГО), то есть до запорного крана, так и на внутриквартирное (ВКГО) — это все, что находится на территории собственника квартиры, от крана, плиты и горелки до счетчиков и системы контроля загазованности. В мае 2013-го года приняли 410-е постановление правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Услуги разделили. Общедомовыми трубами и узлами по-прежнему должна заниматься управляющая организация, договор на внутриквартирные обязан заключить каждый собственник квартиры.
Распоряжением дело, по сути, и ограничилось. У «Петербурггаза» до сих пор действуют старые комплексные договоры еще от 2010 года. Их около 2 тысяч, вовлечены 18 тысяч многоквартирных домов. «Петербурггаз» обслуживает более 90% газифицированного жилого фонда города (а это свыше 1,2 миллиона квартир). Еще 762 дома на 19 тысяч квартир обслуживает «Балтийская газовая компания», больше всего в Красносельском, Московском и Колпинском районах.
За обслуживание и ремонт газового оборудования мы отчисляем 68 копеек с квадратного метра, за системы газоснабжения — 54 копейки. «Комплексность» в тарифе не отражена, в него включают только общедомовое имущество. При необходимости ремонта внутриквартирного оборудования мы платим лишь за запчасти.
Однако на фоне участившихся аварий, в том числе с жертвами, администрация вспомнила, что хорошо бы привести реальность в соответствие с законами. С собственниками пока не особенно складывается — сознательных набралось всего 4 тысячи, именно столько договоров на обслуживание ВКГО заключено у «Петербурггаза» на данный момент. По словам представителей «Балтийской газовой компании», у них нет вообще ни одного. «Основная трудность при заключении договоров – отсутствие у абонентов понимания, почему и за что необходимо платить дополнительно, если «такая строка в квитанции была и раньше», – говорят в «Петербурггазе». Донести до жильцов, что осмотр плиты раньше не включался в тариф, сложно.
Обслуживание ВКГО не регулируемая деятельность, в теории «Петербурггаз» может заряжать любые цены. Но комитет по тарифам рекомендовал предельные расценки на обслуживание внутриквартирного газового оборудования. От 455 до 603 рублей за плиту в зависимости от количества конфорок, 277 рублей за духовку, 556 рублей за водонагреватель и прочее. Если смотреть по регионам, это сильно дороже, чем в Воронеже, Казани или Ростове-на-Дону, но, к примеру, дешевле, чем в Ленобласти и Челябинске. С 1 января «Петербурггаз» приведет свое предложение в соответствие с рекомендациями чиновников.
На практике, шкала оказывается более детальной и зависит от типа оборудования и количества: газовая плита, либо газовая плита и газовый водонагреватель, либо варочная панель и духовой шкаф и так далее. Разброс огромный: проверка резьбовых соединений на плотность обойдется в 18 рублей, разовое обслуживание газового котла — в 1 400 рублей. В случае с ремонтом то же самое — от прочистки ниппеля за 70 рублей до замены дверки духовки за 1 240.
Пока эти цифры, как уже было сказано, актуальны для 4 тысяч собственников. При этом новые правила, установленные 410-м постановлением, напрямую обязывают заключать договоры, в случае отказа, как говорится, «отключим газ». Но в Петербурге таких прецедентов за 4 года не было. В Ленобласти наберется пара десятков, но и там отсутствие договора было лишь дополнительным аргументом при взыскании задолженности.
Жилищный блок не оставляет попыток перевести собственников на индивидуальные договоры, о необходимости заключения даже писали сравнительно мелким шрифтом на розовых квитанциях ВЦКП. Однако пока докричаться до горожан не удается — отсюда и идея делегировать полномочия главам управляющих организаций. В 410-м постановлении действительно прописано, что стороной договора может выступать «лицо из числа собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченное на подписание договора» и «управляющая организация на основании протокола общего собрания собственников». Однако юристы, опрошенные «Фонтанкой», обращают внимание на другой пассаж оттуда же: «Управляющая организация, товарищество или кооператив, выступающие на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и не могут быть понуждены к его заключению в случае отсутствия... полномочий действовать в качестве агентов собственников помещений в многоквартирном доме».
Эту позицию разделяет и глава Жилищного комитета Валерий Шиян. «Как управляющая организация может взять на себя ответственность за то, что собственник творит на территории своей квартиры? – риторически спрашивает чиновник. – Пока мы договорились, что «Петербурггаз» осматривает внутриквартирное оборудование в рамках комплексных договоров». Однако и это теория: коммунальщики не всегда могут попасть в квартиру даже для того, чтобы привести в порядок стояк, от которого запитаны другие жильцы. Что уж говорить о трубах и горелках, которые являются частной собственностью владельца жилья.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»