Владимир Путин никогда раньше не участвовал в дебатах во время предвыборной кампании, и тем более на пресс-конференции. Но для кандидата в президенты Ксении Собчак сделал исключение. А она задала вопрос от Навального.
Кандидат Ксения Собчак, притворившись журналистом «Дождя», попала на пресс-конференцию Владимира Путина. Никакой редакционной миссии у неё не было — только желание начать дебаты. Но получился лишь монолог президента про «позитивный лозунг «Против всех», русский Майдан, Саакашвили и «не позволим расшатать Россию».
Накануне пресс-конференции секретарь Путина Дмитрий Песков, комментируя регистрацию на мероприятие Ксении Собчак, высказывал надежду, что она «не устроит дебаты на пресс-конференции». Но мало у кого были сомнения, что так оно и будет. Главной интригой было только, когда ей дадут слово. И на четвертом часу Путин не сдержался.
– Секундочку, вот Ксения Анатольевна там, "против всех" хочет сказать. Вы против всех здесь присутствующих? Или вообще против всех?
– Нет, я за россиян и против несменяемости власти. У меня вопрос про конкуренцию на этих выборах.
– Кхм.
– Как вы наверное знаете, я собираюсь тоже баллотироваться в президенты Российской Федерации.
– Вы здесь в качестве журналиста? Или вы тоже здесь всех обманули и пришли сюда в качестве кандидата?
– Я не обманула и пришла сюда как журналист телеканала «Дождь», потому что, к сожалению, на сегодняшний момент это единственная возможность задать вам вопрос, так как в дебатах вы не участвуете.
– Пожалуйста
– Мой вопрос связан с конкуренцией на выборах.
– Кхм.
И Собчак задала вопрос, который просил в своем посте в соцсетях сегодня утром задать Алексей Навальный: кандидатов не пускают на выборы. Например, есть Навальный, на которого завели уголовные дела. В ЕСПЧ доказано, что дела были сфабрикованы. Но Навального не пускают. В регионах компании отказываются сдавать в аренду залы для встречи с избирателями, им страшно. Неужели Путин боится конкуренции?
В ответ Путин сравнил Навального (как обычно, ни разу не произнеся его фамилии) с Саакашвили, который бегает по площадям, и заявил, что оппозиция должна выйти к людям с ясной позитивной программой. А также прокомментировал предвыборный лозунг Собчак.
- Я уже достаточно развернуто отвечал и смысл этого ответа заключается не в том, что кто-то не созрел для чего-то, а в том, что оппозиция должна выйти с ясной понятной людям программой позитивных действия. Вот вы идете под лозунгом «Против всех». Это что, позитивная программа действий? А что вы предлагаете, для решения тех проблем, которые мы сегодня обсуждаем, – заявил Путин. – Власть никого не боялась и не боится, но она не должна быть похожа на бородатого мужика, который лениво выковыривает капусту из своей бороды и смотрит на то, как государство преквращается в какую-то мутную лужу
И заявил, что не хочет второго издания Украины для России. И добавил: «Не хотим и не допустим». Как-то прореагировать на свой резкий выпад Ксении он не дал — переключив внимание на другие вопросы.
Как сообщила «Фонтанке» генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева, у Собчак не было никакого иного задания на пресс-конференцию — туда кроме неё от канала были аккредитованы еще два человека.
– Собчак – действующий сотрудник, но не являющийся действующим эфирным работником, – пояснила Синдеева. – Поэтому мы не увидели никакой проблемы в том, чтобы ее аккредитовать. Вопрос она задавала от себя: как журналист, как человек и как кандидат.
Хотя Синдеева и согласилась, что такой ход с этической точки спорный. С ней согласились и коллеги, которые высказались более резко.
Спектакль и хайп
Андрей Радин, петербургский ТВ-редактор и журналист, заявил, что считает не особо этичным использование пресс-конференции главы государства для самопиара в качестве кандидата.
– Я думаю, что слово "этика" для Собчак мало подходит, – поддержал коллегу глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев. – Она живет в других измерениях и других нравственных позициях. Она специально использует эту пресс-конференцию, чтобы устроить там или скандал, или какой-либо выпад, и создать ситуацию, когда все обратят на неё внимание. Только для этого, а не для того, чтобы задать конкретный вопрос. Я считаю, что это неправильно.
А глава АЖУРа Андрей Константинов прямо заявил, что выступление Собчак на пресс-конференции под видом журналиста и сам факт её попадания в зал — это игры Кремля.
– Этот спектакль очевидно согласован с кремлевской администрацией. Есть такое соревнование – рестлинг, когда выходят бугаи, которые делают вид, что смертельно давят друг друга, это такая же игра. Тем более что Владимир Владимирович и гражданка хорошо знают друг друга, между ними почти «семейные» отношения.
Телеведущий Сергей Доренко тоже считает, что это был, безусловно, срежиссированный ход.
– Но режиссер мероприятия не она. И можно ли обвинять борющегося за использование возможностей? – отметил он. – Посмотрите на соль от соли журналистики на этом мероприятии: ходоки из провинций и пиарщики в огромном количестве. Это и есть наша журналистика. Самореклама, показывание лозунга «против всех» по ТВ, имитация дискуссии с Путиным. Хайп работает на неё, и подозрения в том, что она близка к власти, – тоже. Совсем уж повстанческого электората в России ничтожно мало.
Журналист Олег Кашин к появлению Ксении Собчак на пресс-конференции отнесся снисходительно:
– Конечно, это очень грубое нарушение журналистской этики. Но, с другой стороны, странно говорить о журналистской этике применительно к мероприятию, которое полностью построено на ее отрицании, – журналистам там отведена роль восторженных подданных, и странно было бы делать вид, что профессиональная этика на этой пресс-конференции имеет какое-то значение.
А Александр Невзоров воздержался от осуждения, заявив, что в журналистской профессии наиболее циничные и добиваются наибольшего успеха.
– Я вообще думаю, что какие-либо этические представления несовместимы с нашей профессией. И более успешен в нашей профессии тот, кто умеет через эти этические представления перешагивать. Лучший пример того – это я, – отметил он. – А Ксении возвращаться некуда — её дом сгорел. Я имею в виду дом русского гламура. Он уничтожен кризисом, и у неё дорога только одна — туда, в политику.
Илья Казаков, «Фонтанка.Ру»