В Петербурге появляется первый участок с реверсивным движением. В пятницу, 15 декабря, на Большеохтинском мосту через Неву вступает в действие новая схема дорожного движения. На переправе появилась пятая полоса – центральная. Она выделена разметкой и светоотражающими элементами, поток по ней направляют светофоры. А по ночам её будут закрывать.
В пятницу, 15 декабря, в 8 часов утра на Большеохтинском мосту вступает в действие новая схема дорожного движения с использованием полосы реверсивного движения. Переправа через Неву станет первым в Санкт-Петербурге участком улично-дорожной сети, где реверсивное движение организуется на постоянной основе, сообщает пресс-служба комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Мост разделили на пять полос. Центральная предназначена для реверсивного движения и выделена разметкой 1.9 и светоотражающими элементами. В её начале и на всём протяжении установлены трёхсекционные реверсивные светофоры Т4.ж. и дорожные знаки 5.8, 5.9 («Реверсивное движение» и «Конец реверсивного движения).
Светофоры будут регулировать движение так:
- с 6:00 до 15:00 (до 14:00 – по пятницам, до 16:00 – по субботам и воскресеньям) реверсивная полоса ведёт от Красногвардейской площади в сторону Тульской улицы (то есть три полосы в центр, две – в спальные районы);
- с 15:00 (с 14:00 – по пятницам, с 16:00 – по субботам и воскресеньям) до 24:00 реверсивная полоса открыта от Тульской улицы к Красногвардейской площади (три полосы в спальные районы, две – в центр);
- с 24:00 до 6:00 движение по реверсивной полосе запрещено.
Напомним, изменить схему дорожного движения при подъездах к Большеохтинскому мосту предложили в 2014 году в связи с высокой нагрузкой на переправу. В часы пик мост не справляется с потоком, и на подъездах вырастают пробки.
В 2014 году СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» выполнило моделирование реверсивного движения на Большеохтинском мосту, что доказало очевидную целесообразность реализации проекта. Весной 2015 года ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» провело эксперимент: на один день, 19 марта, мост стал реверсивным. Горожане сразу сообщили о позитивных изменениях, а на следующий день это признала и городская администрация, в частности прокуратура.
Среди горожан были, конечно, и не согласные с этой идеей. Например, люди опасались, что с реверсивным движением участятся выезды на встречную полосу, ведь «в нашем городе светофоры часто глючат от дождя, мороза». Однако почти треть наших читателей, участвовавших в опросе (большинство проголосовавших), согласилась с тем, что реверсивное движение – это реальный способ борьбы с пробками.
В октябре 2015 года проектная организация ООО «ИТЭБ» в рамках госконтракта начала разработку документации для внедрения реверсивного движения. Но в 2016 году сроки стали сдвигать. Чтобы выйти на объект, дорожникам необходимо было согласовать работы с комитетом по охране памятников (КГИОП). Предполагалось, что на это уйдёт два-три месяца, а получился почти год.
Время «съела» историко-архитектурная экспертиза, проведённая по требованию КГИОП. Время и деньги: на неё потребовалось более 200 тысяч рублей, которые не были заложены в бюджете, и пришлось ждать, когда подойдёт следующий бюджетный цикл, объяснял «Водителю Петербурга» ведущий специалист ДОДД Дмитрий Попов.
В 2016 году проектная документация по новой схеме движения была оформлена и согласована с УГИБДД, КГИОП и другими заинтересованными организациями. Строительно-монтажные работы начались в сентябре 2017 года и сейчас завершены.
Хотя идея реверсивного движения висит в воздухе давно, внедрить его не так легко, как думают некоторые, рассказывал Попов. Надо пересчитать режим работы светофоров в зависимости от утренних и вечерних потоков, разработать схемы пофазного разъезда, обозначить полосы (в день эксперимента в качестве разграничителя потоков выступали водоналивные ограждения – временная мера), установить сами светофоры.
Реверсивное автомобильное движение предполагает создание специально выделенных полос, направление движения на которых не является постоянным, а изменяется в течение дня. Благодаря этому появляется возможность разгрузить оживленные магистрали и улицы. Такие полосы пользуются популярностью в Европе и США и всё шире распространяются в России, например в Москве (на Шереметьевской улице и Волгоградском проспекте), в Самаре, Перми. Реверсивная полоса действует на Борском мосту в Нижнем Новгороде: движение по ней запускается в периоды большой загруженности моста и подъездов к нему.
В Петербурге много мест, где просится реверсивное движение, говорит ведущий специалист ДОДД Дмитрий Попов. Это, например, проспект Стачек, Гражданский от Науки до Непокорённых – все улицы, где мы утром стоим в одну сторону, а вечером в другую. Реверсивное движение существенно повышает эффективность: пропускная способность вырастает на треть только за счёт организации движения. Но реализовать его сложно, и не только потому, что надо доказывать, что светофоры не вредят «исторической сущности». Например, в Киеве реверсивные полосы есть на всех мостах, но там всё организовано примитивно: полоса и стрелка, то же самое в Москве. «Мы же с точки зрения безопасности подходим более вдумчиво, например собираемся перенастроить и все светофоры на подходах к мосту, – рассказывает Попов. – Поэтому этот проект важен для Петербурга именно как апробация реверсивного движения».