Рынок у метро «Электросила» может приохотить петербуржцев к устрицам и рыбным деликатесам. В условиях дефицита доступных морепродуктов это будет непросто, считают эксперты.
В Фонде имущества представили одну из концепций развития Московского рынка. Он должен коренным образом преобразиться и превратиться в «морское царство», которое будет «поддерживать отечественную рыбную промышленность». Однако для этого придется сперва выселить прежнего арендатора. Это, как показал опыт Кузнечного рынка, может оказаться непросто.
Концепция развития рынка, представленная 15 декабря в Фонде имущества, оказалась довольно неожиданной. Преображенный рынок должен «развивать спрос на рыбные деликатесы и редкие виды продукции». В ведомстве полагают, что именно это создаст у горожан устойчивый интерес к объекту именно как к продуктовому рынку. И более того, привлечет сюда туристов, потому что рынок, как ожидается, станет новой достопримечательностью. Причем рыба и морские деликатесы не помешают организации там ярмарок, мастер-классов и даже концертов. Вероятно, этому поможет выгодная локация рынка — близость к метро «Электросила».
Посетители обновленного рынка смогут оценить вкус живых устриц в устричном баре, насладиться морскими блюдами в рыбной лавке и средиземноморской остерии, отдохнуть в кафе пан-азиатской кухни, фалафельной, гриль-баре или вьетнамском бистро. Предусмотрен в будущем торговом пространстве и винный магазин.
Однако, несмотря на то, что рыба станет основной «фишкой» обновленного рынка, ключевым арендатором, как предполагается, будет открытый супермаркет. Он должен занять около трети площади Московского рынка.
Неизвестно, «потянут» ли горожане столько рыбы и морепродуктов — цены на свежую рыбу, а тем более деликатесы, традиционно не отличаются дешевизной; но продажа более привычных петербуржцам овощей, фруктов, молока и мяса в концепции тоже предусмотрена.
Есть здесь и площадки для стартапов, и площади под офисы. Площади вокруг торговой площадки также преобразятся — там появятся кафе, летние террасы, зоны для общественных мероприятий, ярмарок и развлечений. Авторы концепции предусмотрели места для стеклянного павильона-аквариума и детской площадки, зимой превращающейся в каток.
Преображение Московского рынка в "рыбное царство" должно стать частью масштабной программы реконцепции городских рынков, которую Смольный объявил в мае 2017 года. По мнению чиновников, торговцы давно проиграли битву сетевым ретейлерам. Площади пустуют, а потребитель вместо фермерской продукции зачастую получает ассортимент продовольственных баз, но со спекулятивной наценкой.
Летом 2017 года чиновники представили на суд публики несколько концепций развития рыночной торговли. В частности, предполагалось, что объекты в спальных районах (Ломоносовский, Невский, Московский) сфокусируются на продаже качественных и доступных продуктов, а центральные (Кузнечный, Мальцевский) объединят торговлю с ресторанным направлением. Впрочем, идея придать Московскому рыбную специализацию прозвучала уже тогда.
Однако когда и эти планы будут реализованы, пока сказать сложно. Для того чтобы выставить рынки на торги, Смольному необходимо расстаться с их прежними арендаторами. Как показал опыт Кузнечного рынка, который стал пилотным проектом, это может оказаться непросто.
Уведомление о расторжении договора аренды ООО «Кузнечный рынок» направили еще в июле, рассчитывая провести торги уже осенью. Однако арендатор покидать помещение наотрез отказался, решив оспорить решение о выселении в суде, а также попытался приватизировать объект. В приватизации оператору было отказано, а управление рынком было передано подведомственной структуре КИО – АРИК. Однако только на бумаге. Пока Смольный не смог рассчитать, какую арендную плату хочет брать с продавцов, и не заключил договоры с энергоснабжающими организациями, управлять рынком продолжает прежний арендатор. Параллельно ООО "Кузнечный рынок" пытается оспорить в суде передачу объекта АРИК.
События на Московском рынке, вероятно, будут развиваться по тому же сценарию.
В КИО «Фонтанке» сообщили, что уже направили основному арендатору рынка – ООО "Московский рынок" – уведомление о расторжении договора. Он прекратит действие до конца года. В феврале – марте будет проведен конкурс, на котором выберут нового оператора торговой площадки, рассчитывает глава Фонда имущества Денис Мартюшев. Ставка составит 270 рублей за кв. м в месяц, что сопоставимо с ценой, которую платит нынешний арендатор. Летом интерес к объекту проявляли три инвестора, пояснили в Фонде имущества. Однако что это за компании и сохраняют ли они свои намерения по сей день, не уточнили.
В ООО "Московский рынок" отказались прокомментировать запрос "Фонтанки", ссылаясь на отсутствие директора на рабочем месте. По данным СПАРК, сейчас управляющая компания в равных долях принадлежит предпринимателям Юрию Гусеву и Султану Давлетмурзаеву. До этого в собственниках числился Николай Нарышкин, который также был основным владельцем Кузнечного рынка, но затем сократил свою долю до 3%.
Впрочем, ранее глава Ассоциации продовольственных рынков Петербурга Леонид Яцук прогнозировал, что другие операторы будут бороться за свои объекты до последнего – по примеру Кузнечного.
Сама концепция "рыбного царства", по мнению экспертов, является, с одной стороны, интересной, с другой – сложнореализуемой. Спрос на рыбную продукцию в последние годы только падал. По данным Росрыболовства, если в 2014 году средний потребитель покупал 22 кг в год, то в 2016 году – уже 19–20 кг. На столе петербуржцев она тоже становится все более редким гостем, фиксирует Петростат. Продажи этого товара, сократившиеся в 2015 году на 18%, в 2016-м снизились еще на 11%.
По мнению экспертов, главной причиной стало не столько эмбарго, сколько девальвация рубля. «Рыба ушла в сегмент «средний плюс» и стала недоступной для большинства населения», – комментирует генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
К примеру, по словам участников рынка, норвежского лосося на полках замещает либо бюджетный импорт (например, замороженный минтай и хек, который везется из Китая, Чили и Фарер), а то и вовсе курица и свинина, тогда как продукция отечественных рыбных ферм поставляется в основном либо в рестораны, либо в премиальную розницу. Однако даже они сталкиваются с дефицитом рыбы в Северной столице. Так, глава ресторанной группы Forum Галина Белоусова, выступая на деловом завтраке BeBreakfast 13 декабря, пожаловалась, что ассортимент рыбы и морепродуктов у петербургских поставщиков куда скуднее, чем у московских, а цены гораздо выше. Из-за этого развивать это направление проблематично.
Частично исправить ситуацию обещают финская Finnforel и подмосковная «ТК «Монино», которые намерены запустить на Северо-Западе фермы по выращиванию форели мощностью несколько тысяч тонн в год. Игроком рыбного рынка также планирует стать сеть "Лента", которая заключила долгосрочный контракт на производство и прямые поставки карельской форели с компанией "Рыбстандарт". Но успех предприятий будет зависеть от того, окажется ли их продукция по карману петербургскому потребителю, подчеркивают эксперты.
Елена Зеликова,
Галина Бояркова,
"Фонтанка.ру"