Предполагаемый заговорщик из дела о терактах в Петербурге заявил о пытках током и подброшенном в детский диван автомате. Его спрашивали о второй жене и халифате, он обратился к прокурору.
Уроженец Ингушетии 37-летний Алисхан Эсмурзиев был арестован Смольнинским судом после серии задержаний, проведенных силами ФСБ и МВД. Вечером 19 декабря он, предупрежденный об уголовной ответственности за ложь, изложил на шести листах историю недавнего общения с силовиками. По его утверждению, признательные показания безуспешно выбивались людьми в камуфляжах. Версию о провокации Эсмурзиев донес до суда.
Начатая с подачи ЦРУ спецоперация по предотвращению терактов Петербурге привела правоохранителей в квартиру на улице Примакова в Кировском районе. Ее снимает прораб Алисхан Эсмурзиев из Назрани. Женат, семилетняя дочь. Ходит в мечеть.
«14 декабря около 16:15 в дверь позвонили люди в военной форме. Я сразу открыл. Меня толкнули в грудь дулом автомата и приказали лечь на пол лицом вниз», – пишет Эсмурзиев.
Обыск в квартире, по словам подозреваемого, сопровождался вбросами. В диване, на котором спит дочь, нашли автомат. На туалетной полке – баллончик (средство для чистки автомата), ранее якобы вложенный в руку Эсмурзиева. В пустовавшем до прихода силовиков мусорном ведре – тряпочку, в ванной – баночки с порошком, в коридоре – пивную банку, обмотанную скотчем.
«Один из вооруженных людей ударил меня ногой в бок и спросил, зачем я отрастил бороду. Поддерживаю ли я халифат и давал ли присягу ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. – Прим. ред.)», – вспоминает подозреваемый. Еще у него интересовались, где вторая жена.
Как следует из объяснений Эсмурзиева, по дороге его били электрошокером в шею, спину, руки. Привезли в здание, имеющее минимум пять этажей, подняли в кабинет и держали там более суток. Выводили только в туалет, два раза – на допрос.
В качестве подозреваемого в хранении оружия Эсмурзиев был задержан как раз через сутки с лишним – поздно вечером 15 декабря. До этого момента он как бы процессуально не существовал.
«Положили на пол, коленом прижали голову к полу, – описывает фигурант один из допросов. – На голые ноги надели металлические зажимы с подведенными проводами. Оскорбляли унизительными словами и били током».
Следователя, по словам Эсмурзиева, сердило то, что он не признает связи с ИГИЛ, автомат и планы по бегству из России. В суде 17 декабря подозреваемый заявил о совершенной в отношении него провокации.
Свои объяснения Эсмурзиев дал вечером 19-го в виде адвокатского опроса. Эта форма предусматривает предупреждение об уголовной ответственности за заведомую ложь. Опрошенный расписался.
Адвокат Максим Камакин направил прокурору Центрального района заявление с просьбой провести проверку по фактам недозволенных методов воздействия и назначить медицинское освидетельствование Эсмурзиева.
Вместе с ним Смольнинским судом 17 декабря были арестованы уроженец Дагестана Шамиль Омаргаджиев (тоже по хранению оружия) и гражданин Таджикистана Фируз Калавуров (хранение взрывчатки, статья 222.1 УК). Их дела ведет дознание ГУ МВД.
«Фонтанка» направила запрос в пресс-службу главка о заявлении Эсмурзиева, ответ не получен.
Как пояснил «Фонтанке» адвокат Камакин, его подзащитный не отрицает знакомства с самым, пожалуй, очевидным фигурантом дела о терактах, в том числе в Казанском соборе. Он и 18-летний Евгений Ефимов виделись в мечети, но общих планов, уверяет защитник, не строили.
Ефимову вменяется приготовление к теракту. Он задержан на Литовской улице у контейнера, в котором якобы готовил бомбы. Еще один подозреваемый, 23-летний Антон Кобец, считается консультантом Ефимова.
Владимир Путин поблагодарил Дональда Трампа за информацию, которая помогла задержать подозреваемых. В ФСБ она пришла по каналам ЦРУ.
В пятницу, 15 декабря, ФСБ заявила о задержании семи человек. Судьба еще двух неизвестна.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»