«Иностранными агентами» станут физические лица. Соавтор законопроекта, сенатор Людмила Бокова, заявила «Фонтанке», что нынешняя истерия противников новых законов - не навсегда.
Законопроект депутатов Петра Толстого, Леонида Левина, сенаторов Андрея Клишаса и Людмилы Боковой обязывает СМИ маркировать материалы, полученные от «иностранных агентов». При этом сам «иноагент» должен «сдаться» или хотя бы показать своё лицо. Юридическое. А если его ещё нет, то зарегистрировать это самое юрлицо в течение месяца. Также документ даёт право государству присваивать статус «иностранный агент» физическим лицам. Всем тем, кто «распространяет информационные материалы» и «получает деньги из иностранных источников». Вице-спикер Пётр Толстой уточнил, что это может коснуться блогеров. Мотивировать «иноагентов» предложено наказаниями – блокировкой ресурсов за отказ подчиняться.
В попытке понять цели законодателей и алгоритм работы предложенных ими правил «Фонтанка» обратилась к соавтору документа – сенатору от Саратовской области, члену временной комиссии Совфеда по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России Людмиле Боковой. Мы мало что поняли из её ответов, кроме того, что работа журналистов похожа на работу магазинов, а «истерика» от подобных законов однажды пройдёт. Публикуем разъяснения сенатора без купюр.
- Людмила Николаевна, для чего нужно законодательно вводить понятие «иностранный агент» для физического лица?
– Необходимо определить весь круг лиц и организаций, распространяющих информацию от СМИ – иноагента, в русскоязычном информационном пространстве. Обращаю внимание, что мы говорим только об определённых средствах массовой информации, на данный момент их 9, все они внесены в перечень Минюста в начале декабря, по итогам принятого в ноябре федерального закона, установившего процедуру признания данных СМИ таковым. Кстати, признание выполнения функции иностранного агента можно оспорить в Конституционном суде, как я знаю, пока ни одно СМИ из официального перечня не реализовало свое право. Хочу повториться сама и подтвердить позицию моих коллег из Совета Федерации: речь идет прежде всего о Временной комиссии по суверенитету, членом которой я также являюсь, конечно, своих соавторов данной инициативы из Государственной Думы РФ и г-на Клишаса – председателя профильного законодательного комитета, что законодательные инициативы, которые сейчас запускаются нами, являются вынужденными ответными мерами на действия другого, известного всем нам, государства против российских средств массовой информации, осуществляющих деятельность на его территории. Также стоит упомянуть и тот факт, что мера по признанию физических лиц «иностранными агентами» предусмотрена законом США об иностранных агентах, который действует в стране с 1938 года (в США физлица обязаны использовать пометку «иностранный агент», только если они занимаются распространением информации, в которой минюст США усмотрит политическую пропаганду. – Прим. ред.), а значит, уже в следующем году он отметит свое 80-летие.
- Как статус «иностранный агент» будет влиять на профессиональную деятельность журналистов? Возможно, в официальном статусе им станет проще работать, взаимодействовать с органами государственной власти?
– Все-таки мы, как законодатели, рассматриваем данный законопроект с точки зрения эффективности и зеркальности ответных мер. Средства массовой информации, внесенные в реестр Минюста, никогда не осуществляли деятельность на территории России как юридические лица, не выплачивали в российский бюджет налоги. Поэтому нам сложно предположить, какие потери они понесли, или, наоборот, мы помогли им сделать шаг, который они давно откладывали, помогли им законодательно легализовать свою деятельность в нашей стране, официально получить статус, определить круг своих партнеров – юридических лиц и вывести отношения с ними на новый уровень. Агенты – физические лица теперь, используя маркировку, могут открыто работать в рамках правового поля, а оплачивать их работу, как подрядчика, теперь СМИ сможет, как российская компания, в рамках российского законодательства, официально, в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ. Не хотелось бы сравнивать, но, если мы заговорили о бизнес-процессах, а они одинаковы для всех бизнесов, которым средство массовой информации также является, особенно в США и европейских странах. Но крупнейшие трансграничные компании, такие как лидеры рынка e-commerce из топ-листа американской же биржи NASDAQ, открыли в России свои представительства и осуществляют свою деятельность в рамках российского законодательства уже несколько лет. По их словам, они значительно развили свой бизнес в России за это время. Да, товары российским потребителям они поставляют все так же – из-за рубежа, но имея в России официально собственные логистические хабы или склады, они не только оптимизировали процессы доставки товаров, но значительно диверсифицировали их объем, а значит, россияне получили доступ к большему ассортименту товаров за меньшие деньги, с гарантированным сроком доставки. Возможно, с точки зрения именно бизнес-составляющей, мы сможем получить ответственного налогоплательщика, крупного работодателя, российское сообщество получит медийный продукт высокого качества в соответствии с нормами российского законодательства.
- Ваш законопроект обязывает иностранные медиа, признанные «иностранными агентами», в месячный срок зарегистрировать в РФ юридическое лицо. Зачем, если у них нет эфирных частот? Как вы будете мотивировать коллег осознанно устраивать себе эту головную боль – получение юридического лица?
– Еще раз повторюсь, мы, как законодатели, готовим законодательную инициативу, согласовываем с различными министерствами и ведомствами, регуляторами, экспертами. И вносим на рассмотрение в нижнюю палату парламента уже подготовленный документ, который проходит несколько чтений, дорабатывается в процессе слушаний и только тогда может быть принят в Государственной думе, а затем уже одобрен Советом Федерации и отправлен на подпись президенту. Затем поправки имеют определенный срок до вступления их в силу. Контроль за выполнением уже вступившего в силу закона выполняют другие организации – регулирующие, они осуществляют свои действия по итогам проведенного мониторинга и принимают решение самостоятельно. Попадает ли то или иное физическое лицо под проверку и предписание или нет, распространяет ли оно информацию в интересах иностранного государства, есть ли прямые или косвенные доказательства денежного финансирования этого человека из-за рубежа. Ваша позиция о регистрации юридического лица в России мне не понятна. Регистрация юридического лица и начало бизнеса всегда является достаточно трудоемкой процедурой во всех странах мира. Вопрос легализации бизнеса на территории страны и официального доступа к широкой аудитории, проживающей на российском пространстве, с точки зрения бизнес-планирования любой международной компании должен видеться как более перспективный, нежели получение предписания и запрета от российского регулятора о запрете деятельности или блокировки онлайн представительства, вы не находите?
- Законопроект предписывает обязательное сопровождение информации, полученной от «иностранного агента», специальной пометкой. Какая формулировка, на ваш взгляд, допустима в данном случае, чтобы она не вызывала психологически негативной реакции у потребителя информации? Вы же не станете спорить, что в России термин «иностранный агент» плотно ассоциируется с «передовым» опытом отечественных органов госбезопасности, столетие которых отмечается в этом декабре?
– Формат маркировки, место ее размещения будет разрабатываться и согласовываться отдельно. Но, как мне кажется, подобная практика у нас уже апробирована, я говорю о маркировке, которая сейчас используется НКО. Думаю, что подобный формат будет взят за основу. Что касается, волны истерии на этот счет, я связываю это больше со сложившимися стереотипами в обществе, нежели с настоящей негативной реакцией со стороны читателей в будущем. Еще раз повторюсь, в США и других развитых капиталистических странах, в том же Европейском Союзе, понятие "иностранный агент" и законодательство в отношении данной группы компаний и простых граждан действует на протяжении уже многих лет.
- Соавтор законопроекта, вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, ранее пояснял «Фонтанке», что закон о СМИ-иноагентах будет работать избирательно. Обидели россиян в США, отвечаем им. Закон про иноагентов-физлиц будет применяться по тому же принципу?
– Прошу еще раз обратиться в реестр Минюста, в который на данный момент входят всего 9 СМИ. С вступлением закона в силу, вероятно, при возникновении новых внешних угроз или притеснений российских СМИ, запрета и ограничения их действий, а также деятельности российских компаний на территории определенных стран, мы, возможно, готовы будем пойти на ответные меры и пополнить реестр, в рамках уже действующего законодательства. Но я искренне надеюсь, что в ближайшем будущем антироссийская риторика будет прекращена или нивелирована, отношения и взаимодействие с мировым сообществом возобновятся, и Россия войдет в сферу цифровых инновационный реалий с новой экономической стратегией. Закон о «СМИ – иноагентах» останется, будет прекрасно действовать, станет эффективным инструментом для начала деятельности на территории нашей страны, поможет иностранным компаниям адаптироваться к российскому законодательству – станет подобием некого «шильдика»*, как новичок. Шучу, конечно.
- Правильно ли мы понимаем, что перепечатка российскими СМИ данных иностранных СМИ без указания того, что данные взяты у «иностранного агента», будет являться проблемой для российского СМИ?
– Проблем у российских СМИ не возникнет, если они будут ставить соответствующую маркировку на информацию, взятую с уже официально признанного «СМИ – иноагента». Здесь мы говорим об официальном реестре Минюста РФ, который насчитывает на данный момент всего 9 СМИ. По словам Вячеслава Володина, спикера Государственной думы РФ, в ближайшее время расширять список законодатели не планируют (за наполнение списка СМИ – иноагентов отвечает не законодатель, а Министерство юстиции, соответствующее решение было принято президентом Владимиром Путиным в начале декабря. – Прим. ред.).
Может ли быть признано иноагентом российское СМИ, где есть иностранный капитал? Ранее у нас законодательно ограничили иностранное участие в российских медиа цифрой в 20% уставного капитала. Но это было уже 3 года назад. Возможно, пора вообще избавить отечественный медиарынок от иностранных денег?
На российские СМИ c иностранным долевым участием в своем капитале, а также на российские СМИ федерального и регионального масштаба данный законопроект не распространяется. Он затрагивает только те СМИ, которым было дано четкое определение в предшествующих поправках о «СМИ-иноагентах», внесенных в ноябре этого года к Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Отвечать на вопросы о том, каким образом можно доказать факт иностранного финансирования и могут ли быть признаны «иностранными агентами» физические лица, которые не связаны с журналистикой, но «распространяют информацию» и «получают иностранное финансирование», Людмила Бокова отказалась.
* Шильдик – жаргонное слово, обозначающее информационную табличку, на которой размещены надписи и обозначения, относящиеся к маркируемому изделию. Современные российские стандарты не допускают использование термина "шильдик" в технической документации. Рекомендуемые термины — «табличка устройства», «паспортная табличка». Отдельные виды табличек жёстко регулируются национальными стандартами.
Справка:
Людмила Бокова – 39-летний сенатор из Саратовской области, дочь сельского депутата во времена СССР, по образованию – учитель русского языка, литературы и истории. До политической карьеры работала в школах районных центров Саратовской области. В 2011 году победила в праймериз тогда только созданного по инициативе Владимира Путина Общероссийского народного фронта и стала депутатом Госдумы. Но уже в 2012 году Бокова переходит в Совет Федерации в качестве представителя Саратовской области. Входит в резерв управленческих кадров под патронажем президента РФ. Сопредседатель Регионального штаба Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «ЗА РОССИЮ» в Саратовской области, член правительственной комиссии по миграционной политике, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. С лета 2017 года член рабочей группы Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанка.ру»