Предполагается, что добраться из одной столицы в другую можно будет за 30 минут. Пассажирские поезда будут ходить со скоростью 200 км/ч каждые 20 минут в часы пик. Билет будет стоить 18 евро. Авторы проекта FinEst планируют пустить ежедневно 40 пассажирских, 3 грузовых поезда и 18 автомобилевозов, 7 из которых будут транспортировать грузовики. Пассажиропоток между городами вырастет до 23 млн человек. Для сравнения, в 2017-м паромы перевезли 9 млн человек.
В Таллине 7 февраля были представлены результаты исследования о возможностях строительства 103-километрового железнодорожного тоннеля FinEst. Специалисты подсчитали, что на это может уйти минимум 13,8 млрд евро, максимум - 20 млрд евро. В проекте используется средняя стоимость - 16 млрд евро. Эта сумма включает, в частности, планирование, строительство туннеля, станций, терминалов и депо, возведение двух искусственных островов, но не учитываются расходы на подвижной состав. Для финансирования используют модель государственно-частного партнерства, при этом 40% от всей суммы Финляндия и Эстония намерены просить у Евросоюза. Ещё два года назад размер инвестиций оценивался в 9 - 13 млрд евро.
Специалисты подсчитали, что строительство займёт 15 лет. Оно может начаться в 2025 году, и тогда первые поезда повезут пассажиров и грузы в 2040-м. Это будет система с двумя одноколейными и одним технологическим туннелем. FinEst соединит два столичных аэропорта: Хельсинки - Вантаа и Юлемисте в Таллине.
Ранее в Еврокомиссии подводный тоннель называли дорогим проектом и в 2009 году отказали в финансировании. Однако у него есть будущее в рамках крупных инфраструктурных проектов Европы, считают власти Финляндии и Эстонии.
По словам мэра Хельсинки Яна Вапаавуори, который семь лет проработал министром (сначала - промышленности, затем - жилищного строительства) и три года - вице-президентом Европейского инвестиционного банка, переговоры с ЕС о финансировании проекта будут возможны при условии, что тоннель будет связан с крупной европейской транспортной сетью, ведущей к Средиземному и Чёрному морю. Пока тоннель Хельсинки - Таллин не входит ни в один исследовательский или инфраструктурный проект Евросоюза.
"Раньше я говорил, что это сумасшедшая мечта, сейчас я говорю: это мечта", - сказал мэр Хельсинки.
Согласно отчёту FinEst, тоннель принесет большую социально-экономическую выгоду всей Европе. Надежды на реализацию связаны с ростом роли Арктики в мире. Эстония и Финляндия намерены соединить Хельсинки с железнодорожной линией Rail Baltica, которая свяжет Таллин с Варшавой через Ригу и Каунас. Планируется, что первый поезд отправится по ней в 2026 году, а потом дорога дойдёт и до Берлина. Кроме того, финны прорабатывают с Норвегией вопрос строительства арктической железной дороги.
"В сочетании с железнодорожным проектом Rail Baltica и арктической железной дорогой тоннель Хельсинки - Таллинн свяжет Арктику через Финляндию с сердцем Европы. Тоннель, таким образом, мог бы стать важным проектом для всей Финляндии и Европы, а не только для Хельсинки и Таллинна", - уверена министр транспорта и коммуникаций Финляндии Анне Бернер.
В министерстве добавили, что весной результаты исследования будут изучены более подробно и, в частности, власти рассмотрят вопрос о том, как можно продолжать и финансировать дальнейшую работу над проектом.
HASH(0x55ffd884a928)
Петер Вестербака, бывший директор по маркетингу компании Rovio, один из создателей игры Angry Birds и основатель самого крупного в Европе технологического фестиваля Slush, недавно анонсировал разработку своего проекта тоннеля между Хельсинки и Таллином. Конкурирующий проект тоже пока находится в подготовительной стадии. Вестербака раскритиковал отчёт FinEst. Бизнесмен считает, что получить финансирование ЕС не удастся, поэтому следует привлекать частных инвесторов.
"ЕС достаточно ясно дал понять, что не даст денег [на строительство тоннеля]. А сейчас они [FinEst] говорят, что было бы здорово, если бы удалось получить финансирование от ЕС, - говорит Вестербака. - Мы же полностью отталкиваемя о того, что никакого внешнего финансирования ни от обеих стран, ни от Евросоюза не будет. В наших планах нет расчёта на какую-либо общественную поддержку".
Большую часть финансирования для своего проекта он намерен искать в Китае, с которым у него налажены деловые связи. "Если идея хорошая, на неё найдутся деньги. Финансирование - не такая уж большая проблема", - считает Вестербака.
Кроме того, он подчеркнул, что проект можно и нужно реализовать быстрее: "Европа должна быть конкурентоспособной. В Китае всё делается быстрее и поезда уже ходят быстрее".
В проекте Вестербаки задействованы компании Pöyry, A-insinöörit, Fira и FinEst Bay Area Development. Они уже подписали соглашение о намерениях. По словам бизнесмена, тоннель, если не будет бюрократических проволочек, можно будет построить к 2024 году за 15 млрд евро, и он окупит себя за 37 лет.