О том, что Kesko намерен расстаться со своим розничным бизнесом в России, финский концерн сообщил 13 февраля. В заявлении компании говорится, что переговоры с Leroy Merlin касаются «большей части» гипермаркетов «К-Раута» в России. В окончательном результате уверенности пока нет. «Если же договорённость о продаже не будет достигнута, Kesko продолжит свою деятельность в России, как и раньше», — подчеркивает ретейлер.
Сейчас сеть «К-раута» в России насчитывает 14 магазинов товаров для дома и ремонта. Из них восемь объектов находится в Петербурге, три — в Москве, и по одному — в Ярославле, Туле и Калуге. Какие именно объекты могут не войти в сделку, компания не раскрывает. По экспертным оценкам, стоимость всех активов Kesko в России может достигать 10 млрд рублей, но более вероятно, что цена сделки составит 5-6 млрд рублей. «Части объектов больше десяти лет, Leroy Merlin придется инвестировать в их переоборудование, если вообще не сносить и не строить с нуля», — считает генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
Kesko вышла на российский рынок в 2006 году, купив сеть строительных магазинов «Строймастер», которую перевела под свой бренд «К-Раута». Позднее финская компания также стала развивать в России по франшизе сеть спортивных магазинов Intersport, а в 2012 году запустила продуктовую сеть «К-Руока». Однако введение продовольственного эмбарго в сочетании с экономическим кризисом спутало планы ретейлера, и он постепенно начал сворачивать присутствие. В 2016 году финны избавились от сети Intersport, а затем договорились о продаже 11 магазинов «К-Руока» российскому ретейлеру «Лента» за 158 млн евро. Тогда же, по словам участников рынка, Kesko начала изучать возможность продажи «К-Рауты».
В начале 2017 года корпорация ликвидировала свои российские компании, которые занимались строительством и продажей нежилых зданий, что заставило участников рынка предположить, что она готова уйти с рынка. Сама компания это опровергла, но согласилась, что бизнес не идет гладко. «Реальные доходы населения продолжают снижаться, при этом ремонт, не входящий в повседневную потребительскую корзину, остается вне приоритета покупателей», — комментировали «Фонтанке» в «К-Рауте».
По итогам 2016 года убыток «К-Рауты», по данным РСБУ, вырос в два раза — до 817 млн рублей. Чтобы выбраться из минуса, компания взялась за модернизацию сети, стала развивать продажи для бизнес-клиентов, внедрять онлайн-платформу продаж, пересматривать ассортимент. Удалось ли ей выбраться из минуса, пока не известно: финансовые итоги за 2017-й год еще не опубликованы. Оборот «К-Рауты», по данным отчетности компании, вырос на 6%, до 184 млн евро (13 млрд рублей).
Leroy Merlin работает в России с 2004 года и на данный момент является крупнейшим игроком на рынке товаров для дома и ремонта. По данным сайта сети, она насчитывает 75 магазинов в 39 городах России. Свои финансовые показатели компания не раскрывает, но, по оценке INFOLine, выручка в 2017 году могла превысить 200 млрд рублей.
По мнению Ивана Федякова, в сделку могут не войти региональные магазины, поскольку в Центральной России позиции Leroy Merlin и так сильны. А вот петербургский бизнес Kesko станет для компании «лакомым куском», уверен эксперт. Французский гигант пропустил момент, когда можно было расширяться за счет открытия новых точек, и теперь уступает местным игрокам. Сейчас в Северной столице по числу торговых точек лидируют «Максидом» (9 магазинов), «К-Раута» (8 магазинов), СТД «Петрович» (7 магазинов) и Obi (5 магазинов). У Leroy Merlin только четыре гипермаркета.
«Несмотря на то, что петербургский рынок DIY, как и российский в целом, стагнирует, он продолжает оставаться привлекательным благодаря строительству нового жилья и хорошей динамике ипотечных сделок. Это значит, что потребность в ремонте сохраняется», — комментирует Иван Федяков.
С усилением Leroy Merlin петербургский рынок ждет ожесточенная конкурентная борьба. Если в сделку войдут все петербургские магазины финнов, французская компания сравняется с «Максидомом» по выручке уже в 2019 году. Оружием ретейлера может стать агрессивная ценовая политика. «Преимущества французов в наличии собственных марок, прямого импорта и масштабах сети, которые позволяют получать более выгодные цены от поставщиков», - говорит эксперт. Некоторые производители и дистрибуторы уже дают Leroy Merlin особые ценовые условия и делают для нее отдельную линейку, чтобы нельзя было сравнить цены с другими гипермаркетами. Благодаря этому французская сеть существенно опережает других игроков по доходам с квадратного метра.
Однако «Максидом» готов держать оборону. По словам члена совета директоров ретейлера Марии Евневич, натиску французов компания готова противопоставить более развитую программу лояльности, хорошую узнаваемость сети в Петербурге и широкий ассортимент. «Число позиций «Максидома» более чем в два раза превышает номенклатуру Leroy Merlin, что даёт возможность продавать не только товары низкого ценового сегмента, но и брендовую продукцию», — говорит она. Сейчас ретейлер строит новый магазин на Васильевском острове. «Говорить о масштабной экспансии пока не приходится, плотность гипермаркетов на душу населения в Петербурге и так самая высокая в России. Но мы рассматриваем малые форматы, а также намерены расти за счет интернет-продаж», — комментирует Мария Евневич.
«Петрович», который в большей степени рассчитан на профессиональных строителей, тоже уйдет от прямой конкуренции с французами. «Но могу сказать точно, будет веселее», — подчеркивает генеральный директор ретейлера Евгений Мовчан. По его мнению, по мере усиления ценовой войны рынок продолжит консолидироваться. Кандидатами на «вылет» могут быть Obi и Castorama, считает Иван Федяков. «Положение у них незавидное. Развиваться они не смогут, и есть вероятность, что решат уйти с рынка», — считает Иван Федяков.
Покупатель в краткосрочной перспективе от такой конкуренции выиграет. «Цены, очевидно, будут снижаться», — считает глава INFOLine. Однако потери тоже будут: из-за ценовой войны с рынка будет уходить средний ценовой сегмент, качественных товаров может стать меньше, подчеркивает он.
Существует вероятность, что в сделку не войдут три самых старых магазина «К-Раута» (на проспекте КИМа, улице Руставели и Таллинском шоссе), так как они сильно меньше основного формата Leroy Merlin. Но навряд ли Kesko сохранит их за собой. За них могут побороться продуктовые сети, а также девелоперы, которые могут купить участки для перепрофилирования в бизнес-центры, отмечает Иван Федяков.