Отечественная Lada по итогам января впервые вышла на первое место по объему продаж новых авто в Северной столице, обогнав лидера последних двух лет Hyundai. Удастся ли российской марке уйти в отрыв, «Водитель Петербурга» узнал у дилеров и экспертов.
Первый месяц 2018 года оказался на редкость удачным для петербургских продавцов машин. Всего автосалоны продали 8528 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 29% больше, чем за первый месяц 2017 года, посчитало агентство «Auto-Dealer-СПб». Это самые высокие темпы роста за один месяц начиная с октября 2011 года, подчеркивают эксперты. Но главным сюрпризом стали не высокие темпы роста, а смена лидера рынка.
Рывок в первый месяц года совершила российская Lada. По подсчету «Auto-Dealer-СПб», всего петербуржцы купили 961 машину этой марки, что в полтора раза больше, чем в январе 2017 года. Это позволило ей выйти на первое место по объему продаж на рынке, обогнав таких серьезных соперников, как Hyundai, KIA и Renault.
В отличие от общероссийского рынка, где Lada уже несколько лет является самым продаваемым брендом, жители Северной столицы традиционно симпатизировали иномаркам. Так, в 2014 году лидером продаж был французский Renault, в 2015-м – корейская KIA, в 2016-м и 2017-м – корейский же Hyundai. Lada начала разгоняться еще в прошлом году: если в 2014 – 2016 годах она была на четвертом месте, то по итогам 2017-го ворвалась в тройку лидеров, вытеснив из нее KIA.
Занять первое место в январе Lada помогло торможение главного конкурента. Hyundai стал единственной маркой из ТОП-10, который в первый месяц года не улучшил, а ухудшил показатели. Его продажи упали на 3%, до 912 машин. KIA и Renault выросли на 24 и 50% соответственно, но этих темпов не хватило, чтобы угнаться за Lada.
Прорыв, совершенный Lada, был ожидаемым, считает директор «Университета продаж» Виталий Новиков. Во многом успех обеспечили новинки — Lada Vesta SW и Lada Vesta SW Cross. Отечественной марке удается завоевывать сердца россиян также привлекательным соотношением цены и качества и широким модельным рядом. «Доступного семиместного автомобиля, к примеру, нет ни у кого, а у Lada есть Largus», – комментирует эксперт. Сыграла роль и ценовая политика. «В начале года стоимость повышали все, но «АвтоВАЗ» делал это более сдержанно», – говорит Виталий Новиков. По его мнению, Lada и дальше будет усиливать свои позиции, хотя не факт, что ей удастся стать лидером по итогам всего года.
Сергей Новосельский, директор по маркетингу ОАК-РРТ, также объясняет рост продаж заслугой новых моделей. «В конце года на Lada Vesta SW и Lada Vesta SW Cross был жесткий дефицит, с которым «АвтоВАЗу» удалось частично справиться в начале 2018 года», – говорит он. Росту популярности поспособствовала также мощная федеральная рекламная кампания, которую проводил российский производитель. Продавцы Hyundai, напротив, чтобы выполнить планы и заслужить бонусы, отчитались о большом числе сделок в декабре, а в январе в основном выдавали законтрактованные авто.
Вырваться вперед Lada помогли не столько собственные успехи, сколько сокращение продаж самой ходовой модели Hyundai – Solaris, говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб». Корейцев подвели высокие достижения прошлого года. В январе 2017-го дилеры активно распродавали остатки предыдущей версии, поскольку ожидали новую в марте. В этом году такого эффекта нет, поэтому показатели оказались ниже. Сказалась на объемах и любовь жителей Северной столицы к внедорожникам. «У Hyundai в январе сократились продажи Solaris, но выросло количество реализованных автомобилей Creta. Внедорожник вообще стал самым популярным автомобилем в январе в Петербурге среди всех моделей, присутствующих на рынке», – комментирует Михаил Чаплыгин.
Наконец, на январские результаты могли повлиять проблемы дилеров. Так, в конце 2017 года перестал работать салон Hyundai на Таллинском шоссе, а его владелец группа «Ральф» потеряла дилерство марки. Как сообщал «Деловой Петербург», сменил владельца и автоцентр на Пискаревском проспекте, принадлежавший ГК «Феникс». «Фонтанка» сообщала, что со сложностями также сталкивались продавцы других топовых марок – KIA и Renault.
Но отставание корейского бренда будет недолгим, уверен Михаил Чаплыгин. «Уже в феврале у Hyundai должен быть рост. В дальнейшем пока не видно предпосылок, при которых марка уступит лидерство той же Lada», – говорит он. Но дилеры такой уверенности не разделяют. Hyundai замедляет рост сознательно, говорит глава автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян. «У корейцев план в этом году вырасти пропорционально рынку — примерно на 10%. Более активный рост сдерживают мощности завода в Петербурге — он уже работает на пределе», – комментирует топ-менеджер. А вот Lada настроена на увеличение доли рынка, отмечает он.
Усиление позиций продукции «АвтоВАЗа» будет зависеть от того, сможет ли он поймать волну популярности кроссоверов, считает Виталий Новиков. «У них есть XRAY, но в Петербурге он не очень хорошо продается», – отмечает он.