Импортные машины в 2018 году подорожают, а некоторые модели могут и вовсе уйти с рынка. Причина - увеличение утилизационного сбора, вступающее в силу 1 апреля.
Постановление правительства об изменении утильсбора было опубликовано вечером 21 марта. Но, как следует из документа, было подписано 19 марта — на следующий день после выборов. Ранее в правительстве заверяли, что размер индексации не будет ощутимым для автолюбителей и не превысит 15 – 17%. В итоговом варианте средневзвешенный рост ставок действительно находится в этом диапазоне, но за самые ходовые модели легковых авто и грузовиков придется платить больше в полтора-два раза.
Формально данный сбор — это плата производителя или поставщика автомобиля за его последующую утилизацию. Но на деле поступления не идут в какой-то отдельный бюджет и являются замаскированным налогом на иномарки. Такие платежи были введены после того, как Россия была вынуждена снизить ввозные пошлины из-за вступления в ВТО. Утильсбор платят как российские заводы, так и импортеры, но первым государство компенсирует эти траты.
Базовая ставка сбора не изменится и составит 20 тысяч рублей для легковых машин, а за грузовую машину или автобус - 150 тысяч рублей. Но в зависимости от мощности и класса автомобиля при расчете суммы используются повышающие коэффициенты
К примеру, для легковых машин с объемом двигателя от 1 до 2 литров размер сбора с 1 апреля вырастет почти в два раза – до 84 тысяч рублей, для авто от 2 до 3 литров — в полтора – до 126 тысяч рублей. Больше повезло малолитражкам (до 1 литра), для них платеж вырастет лишь на 18%, до 33 тысяч рублей. За утилизацию электромобилей придется платить на 15% больше – 32,6 тысячи рублей. Совсем не выросли ставки для автомобилей с объемом двигателя 3 – 3,5 литров (114,6 тысячи рублей) и более 3,5 литров (181,6 тысячи рублей).
Платить больше придется и за грузовики и автобусы. Больше всего вырастут сборы для машин от 2,5 до 3,5 тонн – в полтора раза, до 300 тысяч рублей. На прочие модели ставка будет проиндексирована на 15%. Для авто полной массой до 2,5 тонн – до 142,5 тысяч рублей, от 3,5 до 5 тонн – до 285 тысяч рублей, от 5 до 8 тонн – до 313,5 тысяч рублей, от 12 до 20 тонн – до 418,5 тысяч рублей, от 20 до 50 тонн – до 825 тысяч рублей.
Ранее министр транспорта Максим Соколов оценивал дополнительные доходы от индексации утилизационного сбора в 5 млрд рублей в год.Однако, по мнению экспертов, эти деньги придется заплатить покупателям, поскольку повышение ставок приведет к корректировке цен.
«Самое большое повышение коснется массовых моделей – как седанов, так и компактных городских кроссоверов. Практически весь топ-25 самых популярных машин в стране состоит из таких автомобилей», – комментирует Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб».
О возможности увеличения стоимости своей продукции уже сообщил концерн BMW. В компании отмечают, что если раньше подорожание удавалось сдерживать за счет внутренних ресурсов, то теперь цена на импортируемые модели BMW и MINI вырастет на 50 – 60 тысяч рублей.
Nissan ожидает подорожания моделей Juke и GT-R. Сроки и размер индексации компания не назвала, но подчеркнула, что это может негативно сказаться на их продажах. Но прочие авто не будут затронуты нововведением.
Hyundai сообщила, что поставляет из-за границы только H1. Но в представительстве корейской компании «Фонтанку» заверили, что цены на нее увеличивать не будут. Выводить H1 из линейки тоже не планируется.
Результатом индексации утильсбора может стать сокращение модельного ряда. По оценке партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, сейчас на российском рынке представлено около 300 видов импортных машин. К концу года их останется 250. В первую очередь могут уйти нишевые модели – кабриолеты, пикапы и малолитражки. В итоге объем авторынка может сократиться по итогам 2018 года на 5%. Для сравнения: в 2017 году российские дилеры реализовали 1,6 млн новых легковых и легких коммерческих авто, что на 12% больше, чем в 2016 году, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса.
По оценке «Auto-Dealer-СПб», на зарубежные автомобили приходится примерно 15% всех продаж. Но за дорогие авто можно не волноваться, говорит Михаил Чаплыгин. «При цене более 3 – 4 млн рублей и разница в цене на 40 тысяч рублей не столь существенна. К тому же импортер всегда найдет, как скрыть ее в конечной стоимости машины – например, за счет маркетинговых акций», – считает эксперт.
Повышению утильсбора не рады и дилеры. «Эта мера крайне несвоевременна. Выходит, что одной рукой государство дает поддержку для стимулирования продаж, а другой сдерживает их рост», – считает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов. Хотя рынок вышел на положительную динамику, рост неустойчив и достигается тем, что многие продавцы торгуют в убыток, отмечает предприниматель. Итогом становятся новые банкротства. Так, ранее «Фонтанка» сообщала о финансовых проблемах у дилеров Kia и Renault. По его словам, самое сильное подорожание грозит массовым моделям нелокализованных брендов. Те, у кого есть заводы, смогут сдержать цены за счет продаж машин, собираемых в России
А вот отечественным автозаводам это вряд ли поможет. «Возможно, некоторые покупатели решат перейти на автомобили российского производства. Но за импорт покупатель привык платить, потому что это, как правило, эксклюзивные для российского рынка модели», – комментирует Михаил Чаплыгин.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»