Как считает вице-премьер Аркадий Дворкович, НДФЛ в 14-15% ничем не отличается от нынешних 13%, цифры - это вообще не фетиш. Но только не для рядовых граждан, у которых зарплата может вдруг уменьшиться на ощутимую тысячу, а то и больше.
Выборы позади, ситуация в экономике от них не изменилась, и правительство расчехлило непопулярные меры. Возобновилось обсуждение повышения подоходного налога, который платят физические лица или, как сложилось в России, который платят за них работодатели. Рост на 2% может принести бюджету до 0,05% ВВП и дать средства на здравоохранение и на сведение концов с концами регионам; и стимулировать рост цен, и ускорить уход экономики в тень.
Ситуация с повышением налога развивалась стремительно. Рано утром в четверг, 22 марта, об обсуждении на совещании у премьер-министра таких вариантов со ссылкой на анонимов сообщили «Ведомости». Следом это подтвердил вице-премьер Аркадий Дворкович, который, по совпадению, пришёл пообщаться со студентами Российского экономического университета имени Плеханова.
Он заявил, что «ничего страшного» в повышении не видит, и отметил, что «это число (13 процентов, нынешняя ставка) – не фетиш, оно ничем не отличается от 14 и 15%, это просто одно из возможных чисел», и отметил, что дополнительные 2% могут пойти, например, на здравоохранение страны.
К слову, средняя зарплата петербуржцев составляет примерно 51 тысячу рублей в месяц. И если человек платит с неё 6630 рублей по ставке в 13%, то в случае увеличения он будет отдавать 7650 рублей – разница в 1020 рублей, которая с ростом размера зарплаты пропорционально увеличивается.
При этом делать так, чтобы налог был больше для тех, кто богаче, и меньше для тех, кто беднее, правительство, по словам Дворковича, не планирует. Но может быть введен некий не облагаемый налогом минимум. Значит ли это обнуление налога для бедных — не уточняется.
Деньги на здоровье
НДФЛ в нынешнем объеме формирует до 11% доходов госбюджета. Повышение ставки на 2% принесет экономике доходы, как считает директор Института стратегического планирования ФБК Игорь Николаев, до 600 млрд рублей в год. Столько Россия в год тратит, например, на образование. Существенная сумма, учитывая обещание Владимира Путина в послании Федеральному собранию (до части с ракетами) увеличить финансирование здравоохранения и инфраструктурных проектов.
Но главный экономист БКС "Глобал Маркетс" Владимир Тихомиров отметил, что это слишком оптимистичные оценки.
– Я думаю, что рост будет несущественный, в особенности если он будет сопровождаться предоставлением налоговых льгот для низкооплачиваемых работников. Речь идет о росте на менее, чем 1% ВВП, где-то в районе 0,3 – 0,4%, – считает он.
При этом большая часть поступлений от НДФЛ, согласно существующему порядку распределения, уйдет в регионы. И, в теории, там может поспособствовать балансировке их бюджетов. Но и тут есть нюансы.
– Между регионами существуют значительные различия в уровне доходов населения, и повышение ставки налога эти различия сделает еще более существенными: богатые регионы станут еще богаче, в то время как для бедных ситуация принципиально мало изменится. А именно в бедных регионах, как правило, большие и хронические дефициты в бюджетах, – отметил Тихомиров.
В итоге, как считают противники повышения налога, оно не достигнет поставленных целей и приведет к росту социальной напряженности и в корне к обратному эффекту для экономики.
– Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ — свод бюджетов всех уровней, то есть в федеральный, бюджет субъекта, города и района в совокупности. Согласно статьям 56 и 61 Бюджетного кодекса, большая часть НДФЛ — 85% — поступает в бюджет субъекта Федерации. Остальные 15% распределяются в местные бюджеты. Если в Бюджетный кодекс не будут внесены изменения, пропорции сохранятся, - пояснил Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам».
Не все работодатели будут готовы «повысить» сотрудникам зарплату на 2%. В связи с этим реальные доходы избирателей снизятся (но кто ж об этом вспоминает спустя неделю после выборов), а организации, которые пойдут на это, будут компенсировать ростом цен на товары и услуги.
Зарплата меньше — недовольство больше
– В случае повышения НДФЛ у людей просто станет меньше зарплата на 2 процентных пункта, – заявила «Фонтанке» член совета директоров компании «Максидом» Мария Евневич. – Заниматься специально компенсацией финансовых последствий от изменений в законодательстве я не вижу смысла. Повышать зарплату мы будем в том случае, если от нас потребует этого рынок, и на столько, на сколько вырастут средние зарплаты на рынке. Налоги здесь ни при чём.
В первую очередь пострадает высокотехнологичная сфера. Как говорит Валентин Макаров, президент «Руссофт», в их отрасли самые высокие средние белые зарплаты. Даже выше, чем у нефтяников.
– Для нас это абсолютно неразумная мера, поскольку мы все работаем "по-белому" и будем вынуждены увеличивать расходы, – отметил он. – Зарплаты составляют 70% от всех расходов, вполне значимая такая величина. В итоге те, кто может, уйдет в серую зону, и общая сумма поступлений в бюджет станет даже меньше. Так что удар по тем, кто работает "по-белому", однозначно будет.
Генеральный директор ООО «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров уверен, что к росту теневой экономики это не приведет. Люди стали ценить социальную защиту государства и отказаться от неё уже не смогут.
– Граждане думают о том, что у них пенсия уменьшится, они заботятся о том, чтобы иметь социальную защиту, и заинтересованы в том, чтобы платить эти налоги, – отметил он.
– На самом деле я бы даже предпочла платить людям всю сумму полностью, без налога, – пропагандирует другой подход Еневич. – Чтобы они видели её целиком, вычитали 15 процентов и несли сами в налоговые органы. Это послужило бы хорошим подспорьем для воспитания сознания налогоплательщика.
По мнению генерального директора компании «Воин-В» Олега Глущенко, компании, которые включат эти 2% в свои расходы и сохранят размер заплаты сотрудников на прежнем уровне, повысят цены.
– Чудес не бывает – конечно, это скажется на ценах на товары и услуги, – отметил он. – А откуда мы должны взять деньги? Мы вынуждены повышать цены. Каждый такой налог только приводит к повышению цен. Вот, например, наша компания начинала строить еще в середине 1990-х годов, и я помню, что мы продавали один из домов на Комендантском проспекте по 300 долларов за квадратный метр. Это была реальная цена, подъемная для людей. Все вот эти повышения привели к тому, что она неоправданно завышена.
Впрочем, следом за Дворковичем информацию о росте НДФЛ успели нивелировать сначала пресс-секретарь Дмитрий Песков, который заявил, что никаких решений ещё не принималось, и министр финансов Антон Силуанов, который и вовсе аккуратно намекнул, что для начала можно было бы улучшить собираемость налогов в существующем объеме, а потом уже замахиваться и на увеличение.
Может показаться, что россияне платят лишь 13% НДФЛ от зарплаты и этим очевидное налоговое бремя ограничивается. Но это не так. Еше 30% уходит на оплату взносов в медицинские фонды, на накопительную и страховую часть взносов в пенсионный фонд, страховые взносы на социальное страхование. Итого 43% от зарплаты ежемесячно уходят не в карман сотруднику, а государству. И это не говоря уже про НДС в 18%, который уже включен в чек на все товары в стране и оплачивается автоматически, а также налоги на движимое и недвижимое имущество, капремонт, акцизы на топливо, сигареты, алкоголь. С ними эта сумма может составлять и больше 60% от зарплаты.
Возможно, что чиновники вроде Дворковича не чувствуют это на себе так явно, потому что их зарплата далека от среднестатистической. Ещё перед Новым годом подчиненные Дмитрия Медведева удивили народ доходами. Им есть чем гордиться: они зарабатывают больше, чем их идеологические противники из США, Европы и других мировых держав. А отдельные министры и вовсе успешно соревнуются в доходе с президентами целых государств. Вот уж действительно, при зарплате в 1,7 млн рублей в месяц, как у Антона Силуанова, 1 – 2 % роста налога – не фетиш.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»