Первый пешеход погиб под колесами беспилотного автомобиля. Видео, показанное американской полицией, стало свидетельством: ДТП банально до невозможности, а в России такие происходят пачками и каждый день. Что известно об этой аварии и как новые технологии тестируют в Европе, в материале «Водителя».
Элейн Херцберг, 49 лет, перебегая со своим велосипедом Н-Милл-авеню в городе Темпе, штат Аризона, еще не знала, что ей предстоит вписать свое имя в историю автомобилестроения. Четырехполосная авеню прекрасно просматривалась в обе стороны. В 50 метрах к северу был нормальный пешеходный переход, но, судя по всему, Элейн решила срезать путь от театра Марки в Мойер-парк на другой стороне. Чем сделала серьезную заявку на присуждение ежегодной премии Дарвина.
Тест-пилот Uber находился в это время за рулем переоборудованного Volvo XC90. Машина была увешана датчиками и камерами и шла на автопилоте. «Вольво» двигалась со скоростью 65 километров в час. Водитель расслабился, не следил за пустой дорогой и не держал руки на руле, как это положено по инструкции.
Видео с сайта twitter.com
Личность водителя, по сообщению британского таблоида Mirror, может быть весьма любопытна. Якобы за рулем находилась 44-летняя Рафаэлла Васкес. Когда-то она была мужчиной с именем Рафаэль и двумя судимостями в анамнезе. При этом Uber уже ловили на приеме на работу сотрудников с уголовным прошлым. В 2017-м штраф за это составил 9 миллионов долларов.
Тем не менее злополучным вечером 18 марта Рафаэлла (или все же Рафаэль) находилась за рулем. Элейн появилась перед капотом Volvo настолько неожиданно, что Васкес не успела даже среагировать. Судя по опубликованной полицией видеозаписи происшествия, дистанция до незадачливой миссис Херцберг была не больше 3 – 5 метров. На таком расстоянии идущий со скоростью около 65 километров в час автомобиль мгновенно остановить невозможно. Даже если бы Васкес ударила по тормозам и попыталась увести машину в сторону, тяжелая Volvo XC90 пролетела бы пару десятков метров вперед. Это законы физики: инерция, масса, скорость.
Элейн отбросило к обочине, полученные травмы оказались смертельными. Женщина была не первой жертвой беспилотников, но первым пешеходом, сбитым самоуправляемым автомобилем.
Что же произошло после аварии? Естественно, в прессе поднялся шум. Uber тут же прекратил дальнейшие испытания и поставил весь свой флот беспилотников на прикол. Эксперты принялись наперебой «высказывать озабоченность» и сетовать, что «технология находится еще в экспериментальной стадии». Заговорили об ужесточении правил тестирования таких машин на обычных дорогах.
В качестве примера приводили Европу, где меры безопасности не в пример жестче. Так, во Франции, например, можно тестировать беспилотники только там, где исключено появление пешеходов. То есть на хайвеях, да и то под испытания выделены небольшие участки трасс.
В апреле 2018-го проект по тестированию новой технологии стартует в немецком Берлине, и он далек от американского опыта. В Германии четыре автономных автобуса будут возить сотрудников по территории больницы Charite. Скорость беспилотников при этом будет не выше 20 километров в час.
Великобритания осторожна, но разрешила тесты на дорогах общего пользования. В 2017-м их начал проводить Jaguar Land Rover. Тогда же правительство заявило, что вложит 200 миллионов фунтов (280 млн долларов США) в исследование и тесты необходимой инфраструктуры.
Несмотря на произошедшее, эксперты в один голос заявляют: альтернативы беспилотным автомобилям в будущем, скорее всего, нет. Так, CEO Volkswagen AG Маттиас Мюллер призывает подождать окончания расследования, прежде чем обвинять в произошедшем технологию или кивать на человеческий фактор. Беспилотные технологии коренным образом изменят то, как мы пользуемся автомобилем, считает Мюллер. Но глава Volkswagen подчеркивает, что действительно надежные автомобили, не требующие управления водителем, появятся еще не скоро.
В Америке же целые штаты законодательно разрешают использовать беспилотники на своих дорогах. Тот же город Темпе был специально выбран Uber для тестирования: там стабильный климат и широкие дороги. Власти Аризоны с радостью выдали разрешение на эксперименты, предоставив Uber фактически карт-бланш: проводи испытания, где хочешь, в любое время, на всех дорогах.
К сожалению, таких случаев, как в Аризоне, вряд ли удастся избежать в будущем. Более того, по мере появления все большего числа беспилотников на дорогах, к сожалению, вырастет значение «человеческого фактора». Даже самые умные машины вряд ли смогут предугадать, что может прийти в голову безбашенному пешеходу или водителю, нарушающему ПДД. Понятно, что за рулем должен находиться тест-пилот, только вот, чем он занят, почти невозможно проконтролировать. Tesla пока так решила этот вопрос: машина подает сигнал каждые несколько минут. Водитель должен дотронуться до рулевого колеса, в противном случае автомобиль съедет на обочину и остановится.
В случае с Элейн Херцберг виноват именно пресловутый человеческий фактор. Если бы Васкес смотрела на дорогу, а не копалась в смартфоне, возможно, заметила бы женщину с велосипедом заранее. Если бы пешеход не решила, что успеет проскочить перед идущим с не очень большой скоростью автомобилем, осталась бы жива. Volvo был оборудован камерами и так называемыми «лидарами» (Lidar – light detection and raging). Они способны видеть почти в полной темноте и обнаруживать препятствия заранее. Скорее всего, и в данном случае лидар сработал, но даже умная электроника не смогла противостоять человеческой глупости и безалаберности и предотвратить наезд.
В нашей стране подобные ДТП, скорее, система. Многие пешеходы пренебрегают простейшим правилом о регулируемых переходах или «зебрах». При этом люди совершенно не заботятся о том, чтобы их было видно в сумраке или в совсем темное время суток.
Словом, будьте внимательны и осторожны на дорогах! Даже если на них нет пока беспилотников…