Пекин и Вашингтон готовы к торговой войне. Американцы хотят ввести 25% пошлины на импорт товаров из Поднебесной, китайцы готовы ответить взаимностью. Разборки продолжатся в ВТО, ударят по ценам на нефть и, в итоге, по экономике России.
Две крупнейшие экономики мира по размеру ВВП (Россия лишь 12-я) начали выяснять отношения. Американцы обвиняют китайцев в манипуляциях с национальной валютой и краже интеллектуальной собственности. Поднебесная парирует тем, что торговой войны не боится и имеет козыри в рукаве. Грозит играть по-жесткому. Все это может потянуть вниз нефть, рубль и отечественный рынок.
Формально начало прямой конфронтации между США и Китаем положило расследование Управления торгового представителя США (USTR), которое установило, что Китай якобы вынуждает американские компании платить за выход на свой рынок, инвестирует в американские фирмы, чтобы получить стратегически важные технологии и проводит кибератаки, чтобы добраться до секретной информации. Потери от этой деятельности эксперты оценили в 600 млрд долларов в год.
У США колоссальный дефицит в торговле с Китаем — от 375 до 504 млрд долларов. Трамп назвал его «крупнейшим в мире» и подписал меморандум против «китайской экономической агрессии».
Документ позволяет ввести 25% пошлины на более чем сотню товаров из Поднебесной, включая обувь, одежду и электронику, поставить ограничения на приобретение американских компаний и передачу Китаю технологий. Также Трамп поручил составить перечень китайских товаров, которые были произведены с использованием незаконно полученных американских технологий, и ввести против них пошлины. Список может растянуться на 1300 наименований.
Но это всё угрозы. Реально повышенные пошлины были введены лишь на сталь и алюминий, ввозимый в США, но не только для Поднебесной, но и, например, России.
В ответ Китай заявил, что может ввести повышенные пошлины на ввоз 128 товаров, произведенных в США. В списке фигурируют многие виды фруктов, орехов, ягод, вин и винной продукции, свинина, а также некоторые виды стальных труб, в том числе для перекачки энергоресурсов, и алюминиевый лом. Пошлины на них вырастут до 15-25%, если не удастся достигнуть компенсационного соглашения с США.
Кроме того, в качестве ответных мер Китай может, например, ограничить число студентов, которые едут учиться в США, что серьезно ударит по высшим учебным заведениям Америки, и ввести ограничения на экспорт удобрений в США. И это только начало – две крупнейшие экономики тесно переплетены и имеют практически неограниченный простор для взаимных ограничений.
Заработаем и всё равно останемся в минусе
На этом могут заработать отдельные компании. В том числе и российские. Например, как говорят эксперты, и если в случае с китайской электроникой на рынке США инициативу будут готовы перехватить Тайвань и Индонезия, то Россия может проявить себя на рынке АПК. Российские сельхозпроизводители с удовольствием займут место американских экспортеров и поставят мясо курицы, подсолнечное масло, жмых подсолнечника, кукурузный шрот. На рынке Поднебесной продукция из России подается как экологически чистая и натуральная. Но общие негативные тенденции успех отдельных производителей не погасит. Проиграют от торговой войны все, считает аналитик Евгений Коган.
«Отдельные компании могут на этом заработать, – развивает мысль аналитик АО «Открытие Брокер»Тимур Нигматуллин. – Ну, допустим, мы продадим больше удобрений. Но ослабление финансовых рынков, падение цен на нефть и ослабление рубля это все с лихвой компенсируют в худшую сторону».
По его словам, торговые войны развиваются непредсказуемо. Дальнейшие действия абсолютно хаотичны, как, например, санкции. Поэтому на рынке идут активные распродажи рисковых активов.
«Падают в стоимости американские, японские, китайские, российские активы. Снижается горизонт планирования, инвесторы требуют за более высокий риск более высокую доходность. И тут Россия в стороне не останется, даже если не будет прямых последствий. Введение каких-то пошлин, распродажа на глобальном рынке перейдет к распродаже на российском финансовом рынке. Отлив опускает все лодки», – добавил Нигматуллин.
Важный вопрос, насколько далеко зайдет конфликт. Ведь если замедлится мировая экономика, то упадут темпы потребления нефти.
«Если это случится, то она начнет дешеветь, упадет валютная выручка, ослабнет рубль, наверное, Центробанк перестанет так активно снижать ключевую ставку. В целом ничего хорошего в торговых войнах нет, и то, что сейчас происходит, – это выглядит как начало сильного негатива в среднесрочной перспективе», – резюмировал эксперт.
С ним согласен и Илья Прилепский, руководитель направления экономической экспертной группы при правительстве России:
«Судя по спектру продукции, трудно говорить о большой выгоде для России. Планируется ограничение экспорта сельхозпродукции из США. Но это будет первоочередная выгода для Бразилии и Аргентины. Поток студентов из Китая в США может переключить на себя Великобритания. Британия сейчас себя активно рекламирует в этом направлении. Ни в самолетостроении, ни в автомобилестроении, ни в IT-отрасли, ни в робототехнике Россия не является значимым игроком. То есть для нашей страны эффект будет объемно негативным. И снижение общих темпов роста приведет к снижению спроса на российские товары».
На прошедшей торговой сессии американские биржевые индексы продемонстрировали самое большее падение за последние шесть недель. По итогам сессии индикатор Dow Jones Industrial Average рухнул на 2,93%, S&P 500 на 2,52%, индекс Nasdaq на 2,43%. Азия также торговалась в минусе. Индекс Московской биржи также открылся снижением и падал до объявления ЦБ о снижении ключевой ставки российского ЦБ. Угроза начала торговой войны с Китаем вернула панические настроения на мировые фондовые площадки.
С другой стороны, опрошенные эксперты отметили, что заявленные сторонами меры вступят в силу не раньше чем через месяц. А значит, у них есть время договориться о сокращении дефицита в торговле. Трамп уже говорил о том, что его устроит сокращение на 100 млрд. Американский президент с завидной регулярностью прибегает к своему излюбленному методу: громкое заявление, шантаж и затем переговоры.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»