Росалкогольрегулирование обнаружило, что в России выросло в разы производство виски. Отечественные виноделы утверждают, что советскому виски их продукция не сестра.
Дипломатический конфликт Великобритании и России из-за отравления экс-разведчика Сергея Скрипаля заставил беспокоиться шотландских производителей виски. Во время предыдущей санкционной войны русские перешли на водку, и лишь ослабление фунта после Brexit позволило вернуться к традиционному напитку, цитировало издание heraldscotland участников рынка. Но пока британские импортеры ждали попутного ветра от валютных колебаний, отечественные виноделы и ЛВЗ не сидели сложа руки. Асквибо (от от лат. «aqua vitae», синоним виски в Шотландии и Ирландии) начали делать в Петербурге, Москве, Татарстане и Дагестане.
О том, что российские предприятия существенно нарастили выпуск виски, сообщила 27 марта газета «Известия», уточнив, что в 2017 году в стране произведено 6,4 млн литров напитка, это на 94% больше, чем годом ранее. В Росалкогольрегулировании, которое ведет учет оборота спиртного, подтвердили «Фонтанке» достоверность цифр. Выпуск других нетрадиционных для России крепких напитков также увеличился: например, кальвадоса стали делать больше на 20%, рома — на 11%.
Столь высокие показатели РАР объясняет внедрением системы учета алкогольной продукции ЕГАИС, которое избавило рынок от «серого» товара. «После наведения порядка в рознице возник рост спроса на легальную отечественную продукцию», – пояснили в ведомстве. Статистика за 2018 год у РАР появится по итогам первого квартала, но Центр исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) уже подсчитал, что за январь – февраль производство виски, кальвадоса, рома увеличилось в четыре раза по сравнению с прошлым годом — до 1,3 млн литров.
Вклад в увеличение производства внесли сами британцы. Алкогольный холдинг Beluga Group (ранее «Синергия») еще в 2016 году договорился, что будет разливать шотландский William Lawson’s на своем заводе «Традиции Качества». Ирландская Diageo еще раньше стала выпускать в России Rowson’s Reserve. Изначально партнером выступил петербургский завод «Ладога», но после его остановки заказы разместили в других регионах.
В 2015 году был издан, а в 2017-м вступил в силу ГОСТ на виски, и российские производители вступили в игру. Традиционный шотландский напиток с 2016 года делает Московский винно-коньячный завод «КиН». В его каталоге значатся два наименования асквибо под собственным брендом John Corr: трех- и пятилетней выдержки. Крупнейшее водочное предприятие «Татспиртпром» выпускает также две позиции: Your Choice Whisky 3 и Your Choice Whisky 5. Калининградский коньячный завод «Альянс-1892» (бренды «Старый Кенигсберг», «Трофейный») производит виски под брендом Scotch Terrier, подмосковный «Георгиевский» (входит в Beluga Group) развивает собственную марку Whisky Fox&Dogs, а также производит асквибо по заказу сети «Красное и белое» под ее брендом Cigar’s Barrel, дагестанское «НПП Виски России» готово составить конкуренцию шотландцам своим напитком Black Corsar, а «Пензенские Водочные Заводы» — «Золотым Джокером». Петербургская алкогольная промышленность тоже не осталась в стороне. В 2017 году компания «Игристые вина» выпустила первую партию виски Forest Cat. Пока продукция в основном представлена в небольших магазинах, но начинает появляться и в федеральных сетях — например, «Пятерочке» и «Ленте».
Виски — не новый продукт для отечественной алкогольной промышленности. Первый такой напиток появился под названием «Советское виски» еще в конце 40-х годов, затем было «Виски-73». Но по вкусу они больше напоминали коньяк, а то и вовсе настойку из лекарственных трав. О какой-либо выдержке речи не шло.
По словам виноделов, их продукт — не возвращение к советским традициям. Новый ГОСТ определяет виски как напиток крепостью от 40 до 60%, сделанный из солодового или зернового дистиллята, выдержанного в дубовых бочках не менее трех лет. Но делать напиток с нуля отечественные производители пока не научились. К примеру, «КиН» утверждает, что ее продукт соответствует не только российскому ГОСТу, но и требованиям Scotch Whisky Association, поскольку производится из привезенного из Шотландии дистиллята. Продукт «Татспиртпрома» — плод совместного творчества с предприятиями Евросоюза, сообщает компания, но конкретных партнеров не указывает.
«Игристые вина» тоже используют импортное сырье. Доставленный с Туманного Альбиона дистиллят разбавляют водой, добавляют колер (делается из сахара и придаёт цвет напитку) и разливают по бутылкам. Шотландские специалисты следят за качеством продукции, хоть и дистанционно: петербургский завод отправляет им образцы.
По словам представителя «Игристых вин», задача стояла не столько импортозаместить, сколько удешевить британскую продукцию. Не меньше трети цены бутылки – это накрутка за бренд и логистические расходы. «Везти дистиллят и разливать намного выгоднее, чем привозить уже в бутылках. Таким образом, если цена Forest Cat на полке около 600 рублей, то сопоставимого по качеству шотландского асквибо — не меньше 1000 рублей», – говорят в компании.
По словам участников рынка, поставлять сырье для виски в Россию готова также Армения, но качество ее дистиллята уступает шотландскому. «С виски та же проблема, что и с вином, — нужны время и инвестиции», – считает директор импортера «Ладога Дистрибушн» Дмитрий Журкин. Но шанс на импортозамещение есть. «Из напитков нетрадиционного происхождения я пробовал французский и словацкий виски – было достойно. Думаю, возможно производить и в России», – говорит эксперт. Но речь скорее идет о продукции для масс-маркета. «Выпускать изысканные селекционные образцы невозможно – играет роль и вода из местных озер, и форма перегонных кубов, и сырье – особенный солод», – комментирует он.
Но и в демократичном сегменте позиции российской продукции пока не слишком устойчивы. По словам начальника отдела закупок ретейлера «Реалъ» Яна Грасиса, в этом году сеть отказалась от продукции «КиН» и «Татспиртпрома». «В отсутствие маркетинговых бюджетов они никак себя не проявляют на полке. Your Choice шел по акции за 249 рублей за пол-литра, но за 400 уже не берут», – говорит он. Сейчас в ассортименте «Реалъ» из российской продукции остался только William Lawson’s, но и он уступает по популярности импорту, особенно если на него есть акция. «Покупатель тянется к проверенным брендам», – заключает Ян Грасис.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»