Специалисты еще не успели до конца разобраться в фатальном инциденте в Аризоне, когда беспилотник Uber насмерть сбил пешехода, как случилась еще одна трагедия. 23 марта кроссовер Tesla model X, за рулем которого находился 38-летний инженер компании Apple Вей Хван (Wei Huang) на полном ходу врезался в бетонное ограждение неподалеку от пересечения дорог номер 101 и 85 в Маунтейн Вью, Калифорния.
К 1 апреля анализ бортового компьютера показал, что автопилот в момент столкновения был включен, но ни автоматика, ни водитель даже не пытались тормозить. Кроме этого, сохранившиеся записи показывают, что водитель снова, как и в Аризоне, не держал руки на руле, несмотря на неоднократные визуальные и звуковые предупреждения от системы безопасности автомобиля. Вместе с тем анализ фотографий места происшествия показывает, что дорожная разметка на этом участке шоссе находилась далеко не в лучшем состоянии, особенно ограничительная полоса слева, там, где как раз находится бетонное ограждение, разделяющее полосы встречного движения. Другими словами, белая полоса, в том числе на которую ориентируются системы автопилотирования Tesla, в некоторых местах была трудноразличима, а кое-где просто стерта.
Ни Tesla, ни Илон Маск пока что не комментируют происшествие, отметив только, что «ведется расследование». Такая сдержанная реакция понятна, поскольку вокруг компании и так достаточно много негативной информации, которая не может не отразиться на инвесторах и стоимости акций. Однако, как отмечают эксперты, Tesla никогда не утверждала, что нынешняя система автопилотирования способна полностью заменить водителя. Более того, Маск в интервью всегда подчеркивал сходство «автопилота» в Tesla c автопилотом в самолете, где электроника находится под постоянным контролем со стороны летчика. Так же и в автомобиле, утверждает Маск, несмотря на название, автопилот является только вспомогательной системой, а не полной заменой водителя.
Поэтому после первого трагического инцидента во Флориде, когда автопилот Tesla Model S не смог «увидеть» белый фургон на фоне яркого неба, в системы безопасности автомобиля были внесены некоторые изменения. В основном они касались контроля за водителем, более частого предупреждения о необходимости держаться за руль, контроля внимания. При этом до сих пор Tesla считает, что вся система автоматизации вождения находится в состоянии бета-тестирования и, следовательно, требует постоянного внимания человека.
Однако, как отмечают эксперты, несмотря на все эти предупреждения, владельцы Tesla зачастую ведут себя беспечно. Нередко можно видеть, как человек за рулем Tesla, мчащейся по хайвею, просматривает ноутбук или копается в смартфоне, а то и вообще читает книгу. Так, во время инцидента во Флориде водитель смотрел по ноутбуку фильм, в то время как машина двигалась по шоссе на хорошей скорости.
Все это показывает: несмотря на то, что Tesla, наверное, дальше всех продвинулась по пути создания автономных автомобилей, технологии все еще далеки от совершенства и полностью им доверять нельзя. Более того, эксперты считают, что даже Tesla надлежит серьезно пересмотреть свои наработки и внести в них, как выразился один из аналитиков, «фундаментальные изменения».
(по материалам New-York Times)