Автобусы без системы «ЭРА-ГЛОНАСС» не пустят в Петербург во время чемпионата мира по футболу. Туроператоры готовятся к пятикратному снижению потока из регионов, а перевозчики предупреждают о проблемах с доставкой болельщиков.
Об изменениях правил въезда в Северную столицу 3 апреля сообщило Управление ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области. С 1 июня по 17 июля 2018 года попасть в город можно будет при выполнении двух условий: если машина оснащена системой «ЭРА-ГЛОНАСС», а Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу поставлена в известность о маршруте.
Требования коснутся всех автобусов, которые вмещают больше девяти пассажиров, выполняют заказные, туристические или регулярные перевозки. Исключение сделано для муниципальных и межмуниципальных маршрутов в границах города. В ГИБДД пообещали проверять транспортные средства на въезде в Петербург и разворачивать, если те не соответствуют условиям, а также контролировать транспорт внутри Северной столицы.
Об обязательной установке «ЭРА-ГЛОНАСС» говорилось еще год назад, но сложности с прохождением процедуры обнаружились только сейчас. Так, схема, опубликованная bus.transport2018.com, включает 13 этапов установки и подключения системы. По словам председателя правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Петербурга Андрея Козырева, проходить их придется не только иногородним, но и местным перевозчикам, которые будут работать с болельщиками или забирать туристов из других регионов. Всего в Северной столице насчитывается примерно 1500 коммерческих автобусов.
Пока их владельцы прошли меньше половины пути: уже приобрели необходимое оборудование, но начать работать с ним пока не могут. «Для этого нужны специальные USIM-карты, а их пока не подвезли. Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу обещает поставку на следующей неделе. Но вопрос о подключении к системе передачи данных тоже пока не проработан», – комментирует Андрей Козырев. Из-за этой неопределенности уверенности, что система сможет передавать данные к началу мундиаля, нет.
Суммарные затраты на установку, по оценкам владельцев автобусов, составляют 90-120 тысяч рублей в зависимости от модели. Но сами они от пользования системой никаких выгод не получат: передача данных идет в одном направлении — в контакт-центр «ЭРА-ГЛОНАСС». Заработать же смогут принадлежащая Росимуществу АО «Глонасс» и ее партнеры. Так, на сайте системы в перечне агентов по продаже оборудования указаны восемь компаний. В том числе петербургское ООО «ЭРА – ГЛОНАСС Северо-Запад», созданное в 2017 году предпринимателями Владимиром Голярко и Сергеем Лизаровым.
Возможны проблемы с доставкой болельщиков из-за рубежа. «Никаких международных соглашений о необходимости оснащать иностранные транспортные средства российской системой нет. Выходит, если гости чемпионата из соседних стран поедут на своих автобусах, их тоже развернут», – рассуждает Андрей Козырев.
В эстонской компании Lux Express, которая специализируется на регулярных рейсах между Петербургом и столицами Финляндии, Эстонии и Латвии, заверили «Фонтанку», что будут выполнять требования российского закона. Как рассказал генеральный директор ЗАО «Евролайнс» (российское представительство оператора) Райт Реммель, к началу мундиаля все российские рейсы оснастят необходимым оборудованием и подключат к системе передачи данных. «Изменений в маршруты вводиться не будет», – подчеркнул он.
А вот иностранные владельцы туристических автобусов вряд ли будут тратить деньги на «ЭРА-ГЛОНАСС» ради нескольких поездок в Петербург, считает генеральный директор компании «Петротур» Игорь Мазулов. Аналогично поступят, скорее всего, операторы из других городов России. По словам топ-менеджера, петербургские автобусы в основном обслуживают иногородние детские туры, тогда как все взрослые группы из регионов приезжают на своем транспорте.
В Российском союзе туриндустрии затруднились прогнозировать влияние специального пропускного режима во время мундиаля. «Сейчас мы договариваемся с Транспортной дирекцией ЧМ и городскими властями, чтобы провести в конце апреля разъясняющее мероприятие для туроператоров и транспортников», – пояснили в ассоциации.
Но сами участники рынка ничего хорошего не ждут. Из-за увеличения расценок транспортных компаний и цен в отелях стоимость туров в Северную столицу во время мундиаля возрастет на 70%. «Мы сказали своим партнерам, чтобы на время чемпионата мира сюда не ехали», – говорит Игорь Мазулов. По его словам, количество групп из российских регионов может сократиться в пять раз.
Помимо установки «ЭРА-ГЛОНАСС», вопросы у участников рынка вызывает и необходимость уведомления о маршруте. Как пояснили «Фонтанке» в Транспортной дирекции чемпионата мира по футболу, заявка должна подаваться онлайн через портал bus.transport2018.com за 48 часов до въезда в город. Вносить изменения в нее можно за три часа до прибытия. В уведомлении указывается начальная, промежуточная и конечная точки маршрута, количество пассажиров, цель прибытия.
«Но не совсем ясно, как это будет работать. Чтобы проверить, соответствует ли поданная заявка фактическому перемещению автобуса, нужно, чтобы ГИБДД, Транспортная дирекция и АО «Глонасс» наладили обмен данными в режиме реального времени», – говорит Андрей Козырев.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»