Петербургская организованная группа несколько лет методически очищает карманы пенсионеров. Аферисты выступают открыто. Коллег ищут на популярных рекрутинговых ресурсах.
Хочешь заработать денег за счет самой бедной части Петербурга – добро пожаловать в команду. Ищем на сайтах объявление о наборе менеджеров в частную компанию со словом «Водоканал» в названии – и вперед. Зарплата выше среднегородской обеспечена. «Фонтанка» посмотрела, как изнутри выглядит бизнес на фильтрах водоочистки. Мы почти научились продавать их в пять раз дороже магазинной цены, главное – не комплексовать, не обращаться к клиентам младше шестидесяти и выучить магическое заклинание.
Приличное мошенничество если и не искусство, то уж точно непростое ремесло, а требующее фантазии и тщательной подготовки. Если есть шарм и кураж, получается уголовно наказуемо, но красиво. Это не наша история. Мы о том, что проще и безопасней. Зачем комбинировать, пытаясь забрать миллионы у нескольких сильных и богатых, если можно обобрать сотни бедных и пожилых.
Где принимают в аферисты
Вступить в позорное общество нетрудно. Телефон и адрес можно найти, например, на hh.ru: «ООО «Служба Водоканал», менеджер прямых продаж. Номер мобильного телефона, адрес в бизнес-центре на Ленинском проспекте, дом 160. Звоните, не стесняйтесь, вас обязательно позовут на собеседование. Журналиста «Фонтанки» пригласили прямо в день звонка, не поинтересовавшись ничем, кроме имени. Откладывать не хотелось, и пришлось работать «с колес» – без какого-либо резюме и без документов.
В бизнес-центре пропускной режим, девушка за стойкой пропустила, записав фамилию и номер офиса (если соберетесь – 632). Лифт, шестой этаж, длинный коридор с дверями без вывесок. 632 – в самом конце, у окна, без особых примет. Выглянула некая сотрудница: «Вы на собеседование? Заполните анкету».
«Анкету» пришлось заполнять в коридоре на подоконнике. Вопросов не много: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, образование, два последних места работы. К «шефу» пригласили почти сразу.
Руководитель компании Данил Романович Скородумов времени не терял (официально гендиректором числится некий Трескин, но Скородумов заверил, что истинный глава – он). Ограничившись парой вопросов о предыдущих местах работы (и не слишком внимательно выслушав сбивчивые ответы), перешел к делу, объяснив, что его бизнес – продажа «систем очистки воды»: «Наши специалисты – в куртках наших, коммунальских, как мы их называем, приезжают на объекты, объекты вторичного фонда жилья, мы сейчас работаем с домами старше 20 лет, и ведут диалог с собственниками напрямую. Не через «управляшку», не через ТСЖ, не через ЖКХ, напрямую с собственником вторичного фонда жилья непосредственно. Диалог ведется на заключение договора на установку системы очистки воды. Наш менеджер с одной сделки получает 4 тысячи рублей. Это то, что сейчас на начальном этапе. Есть градации, старший менеджер получает другие деньги (8 тысяч за лично проданный фильтр и 4 тысячи за фильтр, проданный курируемым младшим менеджером. – Прим. ред.), и так далее … по оплате, на которую вы можете рассчитывать в первый месяц работы, – это 45 – 50 тысяч рублей… Если наше предложение вас заинтересует – поедете на обзорный день, посмотрите. Я представлю вас специалисту – с ним весь день будете только наблюдать: что ребята говорят, как сделки заключаются».
«Диалог идет один и тот же. «Спич» – так это называется. Его надо будет выучить, потом сдать. После этого можно будет выпускать «в поле», на диалог с клиентом. С помощью него [«спича»] всё закрывается. Отсебятину нести нельзя», – строго указал потенциальный работодатель.
Синяя куртка как отмычка
В назначенный день «новичка» представили «старшему менеджеру» Екатерине Сергеевне и поручили смотреть, слушать и учиться. Выдали синюю рабочую куртку со светоотражающими элементами и папку из дерматина – как обязательные атрибуты.
Строго предупредили: в офисе и при клиентах обращение друг к другу только по имени и отчеству.
Экипаж «боевой машины» состоял из водителя Анатолия Васильевича (он же установщик фильтров и единственный из всех, хоть что-то понимающий в сантехнике) и двух менеджеров возрастом чуть за двадцать – Екатерины Сергеевны и Эльвиры Сергеевны. Местом охоты оказался Правый берег, дома на пересечении Искровского проспекта и улицы Коллонтай. Поделив подъезды, "сотрудники Водоканала" разошлись в поисках лохов.
На протяжении следующих нескольких часов с непривычки не покидало ощущение, что сейчас либо побьют, либо, при удаче, сдадут в полицию. Но синяя куртка, папка и волшебные слова «служба Водоканала» воистину творили чудеса. Попав в подъезд, Екатерина Сергеевна поднималась на верхний этаж и не пропускала ни одной двери: «Служба Водоканала. Претензии к водоснабжению есть? Напор нормальный? Перебои, отключения в последние дни были?» Если дверь открывал жилец младше шестидесяти, на этом диалог и заканчивался. Претензий нет – спасибо, до свидания. Претензии есть – несколько закорючек в блокноте. Когда на пороге появлялся пенсионер – программа в голове у Екатерины Сергеевны перестраивалась, включался тот самый «спич».
Магическое заклинание
Первая задача – проникнуть в квартиру. «Трубы у вас меняли на пластик? Мастер в последние два-три дня заходил? Протечки есть? Надо проверить, отнимем буквально две-три минуты». После этого надо было с деловым видом посмотреть на трубы в ванной комнате и туалете, а главное – на кухне. Тут и включался «спич».
Тезисно: "Вода в вашем кране – полное дерьмо, зараженное всякой гадостью, включая «тяжелые металлы», пить её нельзя. Дело в магистральных трубах, которые не менялись десятки лет и в скором времени меняться не будут. Устранять проблему решили с помощью установки индивидуальных систем очистки, за счет населения. Со всех будут брать по 37 200 рублей, а с льготных категорий – 18 600 рублей. У вас ведь есть право на льготу, можете подтвердить? Достаточно пенсионного удостоверения или любой справки, или мы вам и на слово поверим и включим в «льготно-учетную ведомость». Надо сегодня, на ваш дом выделено десять льготных комплектов, восемь уже установлено". Реальная стоимость предлагаемых фильтров на рынке 2 – 3 тысячи рублей.
Шаманская скороговорка сопровождается ритуальными действиями с «официально» выглядящими бланками, подписями, зачеркиваниями страшной суммы 37 200 взамен на приемлемые 18 600.
В идеале должны последовать согласие, звонок мастеру, установка фильтров, подписание бумаг и прощание с пожеланием наслаждаться чистой водой. В нашем случае ни один из пяти или шести пенсионеров, допустивших Екатерину Сергеевну в свою квартиру, не согласился. Точнее, согласились четыре из пяти, но в наличии не нашлось необходимой суммы, и установку «фильтровальной системы» попросили отложить.
В одной из квартир получилось вовсе фантасмагорично. На кухне у пожилой женщины уже были установлены фильтры «Аквафор», но Екатерина Сергеевна, осмотрев их, продолжала «спич», раскручивая хозяйку на установку своей «системы». Та отказалась, объяснив, что уже отдала 16 800 каким-то непорядочным людям, и показала договор с ООО «Водоканал спецсервис». Ну, это какие-то частники были, не смутилась представитель ООО «Службы Водоканал», забыв упомянуть, что это была предыдущая реинкарнация той же конторы, которая попалась на собственный след. Но денег на второй фильтр у потенциального клиента уже не осталось.
Звучит это так:
Заметим, что Екатерина Сергеевна позволяет себе небольшую импровизацию. С каноничным «спичем» от псевдоводоканалов можно ознакомиться ниже:
Десять старушек – рубль
После двух «обзорных» часов стажера отправили домой, до согласия на сделку не дошло, и вмешиваться в процесс оболванивания не пришлось. По словам бывшего «сотрудника» организации, даже слабый менеджер в неделю закрывает никак не менее четырех сделок. Опытный – до семи, но это если повезет. В среднем коллектив Данила Скородумова в Петербурге закрывает около 15 – 20 «сделок» в неделю. Это не менее 800 обманутых в год.
Размах и планы
В Петербурге, как признает Скородумов, работать стало сложно, так как народ балованный и продвинутый. Предприятие расширяется. Уже работают «филиалы» в Архангельске, Новосибирске, Томске, в ближайших планах – Севастополь.
Скородумов не врет, стоны в социальных сетях подтверждают, что люди с орлёными удостоверениями ООО «Служба Водоканал» добрались до Северодвинска.
Схема работает не первый день и не первый год. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ещё в феврале 2016 года предупреждал о «неизвестных лицах», под видом сотрудников Водоканала проникающих в квартиры и продающих фильтры: «К сожалению, жертвой таких обманов чаще всего становятся пожилые люди, чьей доверчивостью пользуются мошенники. Поэтому Водоканал Санкт-Петербурга еще раз призывает жителей города проинформировать родных и близких о возможных случаях мошенничества и быть бдительными».
С незначительными корректировками схема продолжает работать. ООО со словом «Водоканал» в наименовании работает, как правило, около года, пока действуют налоговые каникулы и не грозят проверки. Как рассказали «Фонтанке» бывшие сотрудники, официальным оформлением, уплатой налогов и обязательными отчислениями во внебюджетные фонды руководители себя не утруждают. Через год появляется клон. Из последних – ООО «Водоканал Сервис», ООО «Водоканал Спец-сервис», «Служба Водоканал».
«Люди нуждаются в моей помощи»
Данил Скородумов ответил на звонок «Фонтанки» и заверил, что «всё законно», а на вопрос, почему его подчиненные и он сам целыми днями ходят по квартирам и обманывают пожилых людей, выдал отповедь:
«Прежде чем делать такие заявления, вы в курсе вообще, делались ли какие-то заборы воды, анализ воды? Кто вы такой? Почему я должен что-то доказывать? Мы официально зарегистрированная организация. Продаем прибор и обслуживание пятилетнее. У нас есть общая стоимость, у нас есть стоимость для льготников».
Робкие попытки напомнить, что никаких замеров из текста «спича», который Скородумов предлагал заучить наизусть, не проводилось, а официальные данные ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» доступны на сайте организации, огорчили собеседника, и он закончил разговор, сославшись на занятость:
«Кто вы такой? Для меня вы знаете кто? Никто, пустое место. Я вам дарю возможность со мной поговорить.
Ваша организация меня не интересует. У меня слишком много населения, которому я должен обеспечить чистую воду. Много людей, которые нуждаются в моей помощи».
Законность тюменская, московская, архангельская и петербургская
Это странно, но в Петербурге никаких видимых претензий к псевдоводоканалам, третий год обирающим пенсионеров, не предъявляется. Хотя прецеденты были. В марте 2017 года мошенников, работавших по схожему алгоритму, задержали в Тюмени. В октябре 2017 года о ликвидации преступной группы, специализирующейся на водоочистных фильтрах, рассказали в Москве.
Особо интересен случай в Архангельской области. В феврале 2018 года было возбуждено дело о мошенничестве, совершенном организованной группой в нескольких городах области. Как утверждают наши собеседники, знакомые с обвиняемыми, это отколовшаяся от Скородумова часть его организации, ушедшая в «самостоятельное плавание». Вот две картинки – одна из видео архангельской полиции, вторая – сделана день назад в Петербурге, на Искровском проспекте. В Архангельской области это часть четвертая статьи 159 УК, в Петербурге – пока не наказуемо.
Но надежда есть. Если уж экономическая полиция справилась с матерыми жуликами, организовавшими преступный бизнес на вторичном рынке авто, и добилась возбуждения дела о преступном сообществе, то расколотить примитивный гешефт на фильтрах – не проблема для профессионалов.
Проблема, скорее всего, в том, что информация до этих профессионалов просто не доходит. Кто-то из клиентов якобы Водоканала так и не понял, что их обманули. Кто-то понял, но ограничился жалобами в ту же «Службу Водоканал». Кто-то со слабой надеждой на успех отправился к мировому судье. С проблемой поиска потерпевших «Фонтанка», если нужно, поможет – некоторые из них нам известны.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»