Идея 100 «умных остановок» к ЧМ-2018 года благополучно похоронена. Одни чиновники не успели, другие и не собирались.
В конце февраля Смольный сообщил, что за три года в городе поставят не менее 500 новых остановочных павильонов. Но за год до этого речь шла о полутора тысячах так называемых «умных остановок» в те же три года. Про инновации, впрочем, не забыли: из названных 500 остановок 100 интеллектуальных должны появиться уже к чемпионату мира, это зона ответственности комитета по печати. Но за оставшиеся 2 месяца он точно не успеет. Мавр сделал свое дело (расторговал остановки под рекламу) и может уходить.
Разговоры о том, чтобы заменить существующие павильоны на "продвинутые", идут не первый год. Совсем уж предметно об этом заговорили с лета 2016 года, когда на выставке Smart Transport компания «Городские инновации» представила «умную остановку» с электронным табло, устройством для оплаты мобильной связи, видеокамерами, wi-fi и USB-разъемами для зарядки гаджетов. Производитель согласился установить одну такую на Невском проспекте за свой счет. Запал был настолько велик, что чиновники в августе того же года даже поторопились отчитаться о выполненных работах с помощью фотошопа. Во плоти остановка появилась в ноябре. Однако то, что казалось началом большого пути, осталось эпизодом — все грезы Смольного и инвестора споткнулись о конкурс.
В данный момент в городской адресной программе значатся 6532 остановочных пункта, 4463 из которых оборудованы павильонами. 2976 (без рекламы) находятся на балансе комитета по благоустройству, 1487 с рекламными баннерами — у комитета по печати и взаимодействию со СМИ.
По словам собеседников "Фонтанки", в Смольном в течение года проводили совещания, согласовывая внешний вид и «начинку» остановок, которые должны были заменить нывнешние. Ходили на эти совещания и представители комитета по печати. Было известно, что на носу первый за четыре года конкурс на размещение наружной рекламы в городе; чиновников просили учесть все разработки при составлении технического задания для конкурса. Однако в итоге в нем записали лишь, что инвестор сам может сделать выбор в пользу инновационных павильонов, никаких обязательных атрибутов не появилось.
В начале лета 2017-го комитет по печати объявил торги. Претенденты боролись за 10-летнюю аренду более чем 9 тысяч конструкций. «Фонтанка» внимательно следила за тяжелой судьбой конкурса с жалобами участников, возбужденными ФАС делами и отменой результатов через суд и их восстановлением в апелляции. Из 23 лотов в трех объединили непосредственно остановки: на 155 млн (715 объектов), 144 млн (514 штук) и 50 млн (258). На первый никто не заявился, два других достались Russ Outdoor и «Реклама Центр».
Еще летом 2017 года, когда конкурс был в разгаре, стало понятно, что автор прототипа «Городские инновации» не будет принимать участие в конкурсе, так как адреса под «умные остановки» не выделили в специальный лот. В августе в Смольном все же обратили внимание на то, что никакого особого интеллекта для павильонов в конкурсе не прописано. Вице-губернатор Игорь Албин дал указание комитету по печати изменить условия. Тогда же комитет по транспорту, КГА и КГИОП согласовали внешний вид, конструкцию и оснащение новинки.
За основу взяли разработку «Городских инноваций» (убрав переднюю опору и чуть изменив козырек), но с вариациями по габаритам и оборудованию, чтобы можно было привязываться к конкретному месту. В частности, есть Г-образный павильон для узких тротуаров, где рекламный баннер расположен не сбоку, а на лицевой стороне, чтобы не мешать проходу. КГИОП даже сделал трогательные коллажи «до» и «после», где показал, как именно эта остановка впишется в городской пейзаж.
В прекрасной России будущего почему-то не нашлось места столовой на Московском проспекте.
Никакого впечатления все это на комитет по печати не произвело, торги покатились своим чередом. Глава комитета Сергей Серезлеев упирает на то, что отталкивался от схемы размещения рекламных конструкций, где подробно описывается, как должна выглядеть остановка с баннером. «Соответствующее постановление правительства — это нормативный акт, согласованный комитетами и вице-губернаторами, – говорит чиновник. – Поэтому процедура была проведена, согласована — и точка. Что касается альбома с новым обликом остановок — это не правовой акт. Но если компания сама скажет, что хочет что-то усовершенствовать, — мы только за, эту возможность внесли в техзадание». По информации «Фонтанки», на последнем профильном совещании в феврале комитету по печати дали времени до конца апреля, чтобы внести изменения в схему.
Однако не ясно, что это изменит: теперь у остановок есть конкретный арендатор, Russ Outdoor, которому достались самые «центральные» магистрали. Не ясно, как его можно принудить за свои деньги менять обычные павильоны на инновационные, которые еще и требуют другого уровня обслуживания. Тем более что новая концепция подразумевает сокращение количества рекламы: там, где сейчас стоят парные павильоны, хотят ставить один большой, плоскостей под баннеры и дохода с них будет меньше.
«В конкурсной документации не предусмотрены обязательства устанавливать "умные" остановки, тем более по облику, предложенному городом. Такие требования также отсутствуют в подписанном договоре, – говорят в компании. – Уже в процессе исполнения договора от комитета по печати было получено письмо с требованием об установке не менее 100 «умных» остановок со ссылкой на протокол совещания от августа 2017 года. При этом комитет требует установить их вне рамок проведенного конкурса и заключенного договора».
Russ Outdoor сделал несложные расчеты и понял, что влезет в серьезные убытки. Комитету по печати предложили концессию, ответа не получили.
По словам источников «Фонтанки», на одном из совещаний Russ Outdoor показал 50 павильонов, которые он согласен поставить на основных магистралях, называлось имя знаменитого архитектора Нормана Фостера. Однако участники распознали в них конструкции, которые разработаны около 20 лет назад, – их ставила по всему миру компания JCDecaux (собственник 25% Russ Outdoor). Сейчас в том же Париже их массово заменяют на новые, высокотехнологичные. Аргумент, что устаревшие павильоны до сих пор с успехом размещают в Москве и Ташкенте, Смольный не убедили; от предложения рекламщиков отказались, их идею заблокировали.
Ситуация зашла в тупик, это признают и в «Организаторе перевозок», который ратовал за инновационные павильоны. «На данный момент единственное, на что мы можем рассчитывать, – это ТКК, которая строила трамвайную сеть в Красногвардейском районе и намерена в мае поставить там 38 инновационных остановок, – говорит глава учреждения Владислав Самойлов. – Ну, и еще одну мы намерены соорудить за бюджетный счет на Крестовском острове. Новую адресную программу в соответствии с разработанным альбомом мы почти сформировали, но без финансирования она не живет».
Есть, правда, 715 нерасторгованных в прошлом году адресов, из них порядка 550 — остановки. Их арендатором был «Волгобалт-медиа». Комитет по печати намерен исключить их из схемы размещения рекламных конструкций и передать комитету по благоустройству. В «Организаторе перевозок» против: по мнению Владислава Самойлова, на бесхозные остановки можно провести новый конкурс — на этот раз с учетом новых требований города к облику и их оснащенности.
Интересно, что Russ Outdoor предложил именно 50 «фостеровских» павильонов: ровно столько же намеревались к чемпионату мира поставить и в «Городских технологиях».
Тестовая остановка обошлась в свое время в 2 млн рублей, но это потому, что она была сварная и ее неудобно было везти из Крыма, где у компании производственная база. К тому же павильон сначала собирали для выставки, затем перевозили и ставили у метро «Гостиный двор». Сейчас стоимость одного павильона — около миллиона рублей, окупается он за 3 года.
Гендиректор компании Антон Червинский заметно погрустнел с памятной выставки, хотя и готов хоть завтра развернуть производство, если будет отмашка от города. По его словам, в какой-то момент он уже был согласен выступать просто поставщиком оборудования для Russ Outdoor, но получил отказ. Не сложилось и с остановками для частного трамвая «Чижик», концессионер нашел петербургских поставщиков.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»